EN

Подиумная дискуссия «Учитель Русского мира»

Подиумная дискуссия «Учитель Русского мира»

Одним из центральных событий IV Ассамблеи Русского мира, которую фонд «Русский мир» проводит 3 ноября в Москве, стала подиумная дискуссия «Учитель Русского мира».

Недостаточно высокий статус профессии учителя считает серьёзной проблемой для современного общества ведущая дискуссии президент Международной ассоциации преподавателей русского языка Людмила Вербицкая.

Юрий Прохоров, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, где накануне состоялся Международный форум учителей, назвал учителей языка творцами нового мира, отметив, что сейчас наметилась хорошая тенденция поддержки преподавания русского языка государством. По его мнению, в последнее время меняется сама тональность встреч педагогов-русистов - она становится более оптимистичной. О многом говорит сам факт создания русских школ за рубежом, многие из которых – частные.

Профессор кафедры русского языка факультета международных переводчиков Университета Монса (Бельгия) Александр Авеличев сосредоточился на инициативе Европейского союза по составлению пакета цивилизационных знаний о разных народах, важной составляющей этой работы являются исследования языка. По словам филолога, рекомендации ЕС хороши для «стран Шенгена», в случае же с Россией и русским языком ментальная дистанция на поверку оказывается слишком сильной, что составляет естественный барьер для таких исследований.

Весьма содержательными были выступления представителей Анны Недялковой (ректора Варненского свободного университета им. Черноризца Храбра, Болгария) и Сунь Юйхуа (главы Даляньского университета иностранных языков, Китай). Оба ректора рассказали о проблемах и успехах русистики в своих странах.

Об основательности подхода Китая к изучению языка страны-соседа свидетельствует небольшой факт: среди перечисленных Сунь Юйхуа специальных направлений, по которым изучается русский язык – а это довольно длинный список – есть, например, и такое: русский язык в сфере космонавтики.

Воспоминанием о покойном Викторе Черномырдине, который много помогал украинским преподавателям русского языка, начала своё выступления глава Украинской ассоциации преподавателей русского языка Людмила Кудрявцева. Она отметила, что, несмотря на многочисленные обещания, нынешние украинские власти зачастую не торопятся их выполнять, поэтому ситуация с преподаванием русского языка на Украине остаётся довольно сложной. В то же время она особенно выделила усилия нынешнего министра образования Украины Дмитрия Табачника по восстановлению отнятых при президенте Ющенко прав русского языка в сфере образования: возможности школьникам сдавать тесты (аналог российского ЕГЭ) на родном языке, получать высшее образование на русском и т.д.

Весьма интересным и остроумным было выступление испанского русиста, главы отделения славянской филологии Гранадского университета и члена президиума МАПРЯЛ Рафаэля Гузмана Тирадо. Он отметил, что в последнее время изменился состав студентов, изучающих русский в Испании, и эта черта, общая для многих стран: из 30 студентов группы начинающих русистов лишь 10 оказались этническими испанцами, а это порождает важные последствия и заставляет задуматься о модернизации существующих методик преподавания русского языка.

Новости IV Ассамблеи Русского мира

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко, предваряя подиумную дискуссию «Смыслы ценности Русского мира», поприветствовал участников и заметил,... .