SPA FRA ENG ARA
EN

Украина: «А что вы хотели?»

06.03.2014

Решение Совета Федерации разрешить президенту использовать Вооружённые Силы на Украине застало меня в Лондоне, где фонд «Русский мир» участвовал в организации традиционного фестиваля «Русская Масленица».

Концерт с большим успехом прошёл на Трафальгарской площади, где особенно тепло приветствовали Диму Билана, группу «Любэ» и других артистов 80 тысяч человек, большинство из которых говорили по-русски.

Но в кулуарах фестиваля, в средствах массовой информации основное внимание было уделено, конечно, Украине. Много обвинений России во всех смертных грехах. Реакция западных лидеров предельно резкая. Но я заметил, что тональность критики немного иная, чем во время событий 2008 года в Южной Осетии. В газетах, по телевидению и ещё больше в личных разговорах нередко звучит тема: «А что вы хотели?» Имея в виду политику Запада в отношении России и Украины на протяжении последних месяцев и лет.

А что вы хотели, когда вопреки яростным возражениям России принимались решения о расширении НАТО на восток, против чего возражали и ведущие западные стратеги, не заинтересованные в возвращении к холодной войне? Приглашение к членству получила и Украина. Кстати, предлагаемый Украине договор об ассоциации якобы с Евросоюзом включает в себя и статьи о военном сотрудничестве. Москва не раз заявляла, что Украина в НАТО — экзистенциальная угроза для России, та красная черта, за которую она никогда не отступит. Меры против превращения Севастополя в город американской военно-морской славы были неизбежны.

А что вы хотели, когда западные страны на протяжении многих лет создавали на Украине систему своего политического влияния, а затем направили всю её мощь на насильственное свержение законно и честно избранного правительства Януковича (как бы мы к нему ни относились), главная вина которого заключалась в том, что он не был враждебен России? Три министра иностранных дел — Германии, Польши и Франции — подписались под соглашением 21 февраля, которое предусматривало три основных пункта: реформу конституции до сентября 2014 года, президентские выборы до декабря, разоружение боевиков на Майдане. Уже через день все западные правительства поддерживают насильственный антиконституционный переворот и официально признают созданную в ходе него нелегитимную власть.

Она нелегитимна, поскольку Верховная рада не имела права одним голосованием поменять конституцию, поскольку это длительная процедура, которая при соблюдении закона действительно не могла завершиться раньше сентября. Януковича с поста президента на законных основаниях можно отстранить, если он умер, очень тяжело заболел или подвергся процедуре импичмента. Ничего этого не было. И ни в какой конституции нет поста и. о. премьера, от имени которого, собственно, и был сформирован якобы Кабинет министров и якобы все остальные органы власти. Боевиков не только не разоружили, но их бандеровские лидеры оказались в составе нового руководства. 

Известный американский историк Марк Мазовер иронизирует по поводу слов помощника президента по национальной безопасности Сюзан Райс о том, что Вашингтон находится «на стороне украинского народа»: «Кто именно представляет “народ”? Включает ли он в себя ультраправых из партии “Свобода”, чьи флаги были так заметны на Майдане и которые восславляют Степана Бандеру — фашиста военного времени?» У жителей большей части Украины нет никаких оснований признавать законным киевское революционное правительство, в котором к тому же нет ни одного (!) представителя востока или юга, где проживает большинство граждан страны и производится львиная доля национального богатства.

А что вы хотели, когда самой реальной властью в стране, где — на минуточку — работают десятки ядерных реакторов, стал боевик с «калашниковым», и он же наводит свои порядки в областных администрациях и правоохранительных органах? Ясно, что люди на юго-востоке захотели взять свою судьбу в собственные руки и дистанцироваться от революционного Киева. Если граждане имеют право на протест и своё мнение в столице и на западе Украины, такое же право они имеют на востоке, где куда больше сторонников Таможенного союза, чем ассоциации с Евросоюзом.

А что вы хотели, когда киевские власти одним решением отменили закон о языках, вызвав возмущение не только русских, но и живущих на Украине венгров, словаков, болгар, татар? Если бы власти Канады решили, что франкоязычный Квебек должен заговорить исключительно по-английски, он бы отделился в ту же секунду. Что вы хотели, когда революционные отряды крушили памятники советской эпохи, мемориалы героям Великой Отечественной войны, снесли памятник Кутузову (который не только победил Наполеона, но и сыграл не последнюю роль в отвоёвывании у Оттоманской империи доброй половины нынешней Украины)? И, заметим, никто на Западе не сказал ни слова против этого вандализма.

И что вы хотели, когда не считали Россию страной, которая имела хоть какое-либо право голоса в отношении Украины?

Так что не стоит удивляться, что Россия так громко напомнила о своём присутствии в этой части земного шара. Наша страна связана с Украиной миллионами нитей — исторических, культурных, экономических, человеческих, эмоциональных. Для нас это не просто ещё одна страна, а колыбель общей цивилизации — Киевской Руси.

Россия в этой ситуации окажет помощь тем легитимным органам власти, которые чувствуют угрозу со стороны новоиспечённого революционного правительства и его боевых отрядов. Помощь нужна немалая: уровень жизни на Украине в четыре раза ниже, чем в России.

Киевским властям следовало бы подумать о том, как вернуться в конституционное поле, чтобы выглядеть легитимными в глазах не только западных правительств, но и юго-восточной части собственной страны и восточного соседа. Услышать голоса избирателей и законодателей востока и юга Украины, которые дружно требуют возможности говорить на родном языке, избирать собственное руководство и участвовать в управлении государством.

Вячеслав Никонов,
председатель правления фонда «Русский мир»

Источник: «Комсомольская правда»

Также по теме

Новые публикации

На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.
Предлагаем узнать этимологию таких наименований оконных убранств, как «гардины», «портьеры» «жалюзи» и др. Каждое название отражает интересные культурные и лингвистические связи.
Оксана Киян, председатель Ассоциации русистов Перу, второй раз участвовала в Ассамблее Русского мира. Она рассказала о преподавании русского языка в Перу, недавно созданной Ассоциации, а также о том, почему перуанцы хотят изучать русский и что их привлекает в России.
Как правильно поставить ударение: «балова́ться» или «ба́ловаться»? Помогает ли в данном случае фраза «А мы тут плюшками ба́луемся» из мультфильма про Карлсона? И на какой слог ставить акцент в слове «избалованный»? Узнаем больше о глаголе «баловать» и его формах.
Директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета Мамед Тагаев уверен, что в школах Киргизии должно быть билингвальное обучение на русском и киргизском языках, а отмена кириллицы приведёт к разрыву поколений. Об этом он говорил на XVII Ассамблее Русского мира.
Названия рабочих инструментов – это не просто наименования предметов, облегчающих труд, а ещё и своеобразное средоточие культурных кодов. Достаточно познакомиться с историей их происхождения, чтобы увидеть эволюцию мысли и практической деятельности человека.
Санкт-Петербургский государственный университет при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» в 2024 и 2025 году реализует масштабный проект по обеспечению функционирования Центров открытого образования СПбГУ.