EN
 / Главная / Публикации / Русские в Уругвае. Часть I

Русские в Уругвае. Часть I

18.09.2009

В 2007 году исполнилось 150 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Уругваем. Что же нам известно об этой довольно экзотической стране?

Восточная Республика Уругвай – именно так правильно звучит наименование страны – небольшое государство в Южной Америке, расположенное между Атлантическим океаном и двумя крупнейшими державами континента – Аргентиной и Бразилией. В 1828 году именно Аргентино-бразильская война привела к созданию независимого государства к востоку от пограничной реки Уругвай, которая и дала название стране. Сегодня подавляющее большинство более чем трёхмиллионного населения Уругвая составляют выходцы из Испании и Италии (коренное население – индейцы чарруа – к середине XIX века было полностью истреблено). Есть в Уругвае и русская диаспора с достаточной долгой и интересной историей.

Кстати сказать, Уругвай – это первая латиноамериканская республика, с которой Россия установила дипломатические отношения. В 1857 году царь Александр II известил своего «великого и доброго приятеля» – уругвайского президента Габриеля Перейру – о признании его страны, что серьёзно способствовало упрочению международных позиций Уругвая на этапе становления собственной государственности. Фактически же постоянные отношения между нашими странами сложились только спустя 30 лет, когда российский посланник в Аргентине А. С. Ионин стал по совместительству посланником в Уругвае. Талантливый дипломат, Ионин настаивал на необходимости развития торговых связей с Уругваем, но реализации его замыслов, помимо географической удалённости, помешала сначала Первая мировая война, а затем и Революция 1917 года.

По окончании войны и революционных потрясений в России Уругвай стал первой в Южной Америке страной, признавшей Советский Союз и установившей с ним дипломатические отношения. Это случилось в 1926 году; тогда же между двумя странами были установлены торговые связи, и уже первые годы развития отношений показали их взаимную выгоду. Именно советские танкеры предотвратили «нефтяной голод» в стране после того, как в ответ на национализацию правительством Уругвая предприятий по переработке ввозимых нефтепродуктов последовал бойкот со стороны традиционных партнёров.

В 1934 году по инициативе руководства Уругвая в Москве было учреждено постоянное дипломатическое представительство этой страны на уровне миссии, в том же году появилось аналогичное советское представительство в Монтевидео. Но вновь поступательный процесс развития двусторонних отношений был сорван, на этот раз из-за военного путча в Уругвае.

И всё же сложившиеся к этому времени российско-уругвайские связи не могли в одночасье исчезнуть. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, в Уругвае развернулось массовое общенациональное движение солидарности с Советским Союзом. В СССР хлынул поток посылок от простых уругвайцев с предметами первой необходимости – от обуви и одежды до продуктов питания. В архивах сохранилось и датируемое 1944 годом письмо уругвайского посланника в Москве Э. Фургони на имя И. В. Сталина о передаче денежных средств в Фонд обороны СССР, приуроченной ко Дню провозглашения независимости Уругвая. Советский Союз тоже оказал помощь Уругваю, хотя и несколько иного рода. Популярный в те годы лозунг: «Москва спасла Монтевидео» – не был преувеличением: план Вермахта перебросить десант из Западной Африки в Бразилию с последующим вторжением в другие латиноамериканские страны, в том числе и Уругвай, не был реализован из-за перелома, наступившего в 1942 году на Восточном фронте. В 1943 году дипломатические отношения Уругвая и СССР были восстановлены [1].

В 1946 году между СССР и Уругваем был подписан договор о дружбе, торговле и мореплавании, установивший принцип наибольшего благоприятствования в отношениях двух стран. В некоторые годы СССР был главным покупателем экспортных товаров Уругвая. Когда в период холодной войны под давлением США отношения с СССР разорвали большинство латиноамериканских стран, их сохранили только Аргентина, Мексика и Уругвай. В 1964 году постоянные дипломатические миссии были преобразованы в посольства. Правда, в 1973–1984 годах советско-уругвайские отношения оказались сильно испорчены «благодаря» приходу к власти в Уругвае антикоммунистически настроенных военных. Однако во второй половине 80-х годов в политических и торгово-экономических отношениях двух стран вновь произошёл всплеск активности: состоялся обмен визитами на уровне министров иностранных дел, а также государственный визит в СССР президента Уругвая Х. М. Сангинетти в марте 1988 года. Наконец, Уругвай одним из первых признал Российскую Федерацию правопреемницей СССР. В 1997 году между двумя государствами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве.

Отношения наших стран длятся уже более полутора столетий, и в Уругвае остался русский след. Интересной особенностью русской диаспоры в этой латиноамериканской стране является её географическая концентрированность: большинство наших соотечественников проживает либо в столичном Монтевидео, либо в департаменте Рио-Негро [2]. Как же русские люди попали и остались на столь необычной для их традиций и культуры земле?

Первые русские мигранты появились в Восточной Республике Уругвай в начале XX века и в подавляющем большинстве принадлежали к т. н. трудовой волне эмиграции из Российской империи, то есть были крестьянами, ремесленниками, рабочими. Отголоски тех событий и сейчас заметны в жизни Уругвая. Именно наши соотечественники завезли в эту латиноамериканскую страну высокосортную пшеницу, ячмень, гречиху, лён, подсолнечное масло, сметану – «русский крем», как называют её в Уругвае; в ресторанах и закусочных Монтевидео до сих пор популярно блюдо «русский салат». Кроме того, в одном из районов уругвайской столицы, где в своё время русские мигранты работали на мясохладобойнях, есть улица России.

В массе своей тогдашние переселенцы были малограмотны, хотя бывали и исключения. Так, всемирную географию и географию Уругвая целые поколения уругвайцев изучали по учебникам русского учёного Георгия Чеботарёва (Хорхе Чебатарофф), именем которого также названа улица в Монтевидео; а урна с прахом знаменитого уругвайского писателя Орасио Кироги покоится в скульптуре работы нашего соотечественника Степана Эрзи. Русская семья Касторновых открыла первую в стране бензозаправку. Наконец, первая и самая крупная автобусная компания в Уругвае, существовавшая более 80 лет, называлась «Собелин», по фамилии своего создателя Забелина [3].

Самым знаменитым местом российской диаспоры в Уругвае, несомненно, является город Сан-Хавьер – единственный на сегодня город во всём Южном полушарии, где больше половины населения составляют выходцы из России. Расположенный в департаменте Рио-Негро, Сан-Хавьер был основан в 1913 году русскими сектантами во главе с Василием Лубковым, приехавшими из южных районов Российской империи.

Вообще, Василий Семёнович Лубков – личность весьма колоритная. В начале XX века он объявил себя «вождём новоизраильского народа», «царём XXI века» и «живым богом». Справедливости ради надо отметить, что Лубков оказался человеком редких способностей, был литературно талантлив и подкован политически. В какой-то степени, по мнению исследователя его деятельности Н. Сапелкина, можно говорить и о свойственном Лубкову даре предвидеть будущее. Так, за четыре года до Октябрьской революции он предсказывал, что к власти в России придёт тогда мало кому известная большевистская партия, а В. И. Ленин будет руководить страной. Так или иначе, издав в 1906 году «Краткий катехизис основных начал веры Новоизраильской общины», Лубков в двадцать с небольшим лет возглавил секту «хлыстов» («христоверов») «Новый Израиль» и оставался её духовным лидером на протяжении почти сорока лет. Себя он именовал не иначе как «Папа, Мама, Сын Вольного Эфира» [4].

Подвергаясь преследованиям на родине, Лубков занялся поиском нового места для своих последователей. Первоначально «хлысты» собирались эмигрировать в Канаду, и именно в ходе своего североамериканского «турне» в 1911 году Лубков познакомился с уругвайским консулом в Сан-Франциско Х. Ричлингом. В Уругвае в то время активно развивалось сельское хозяйство, и приток иммигрантов, отлично владеющих аграрными навыками, был как нельзя кстати. В 1912 году представители уругвайского президента приехали в Российскую империю посмотреть на потенциальных переселенцев и высоко оценили их способности. «Поселенцы отличные. Хорошей расы, активные, честные, выращивают пшеницу, рожь, кукурузу, ячмень, овёс, хлопок, свёклу, фрукты, зелень, получают молоко, разводят птицу… им запрещено принимать алкоголь и курить табак, – писали уругвайские «ревизоры» о религиозных диссидентах. – Главная характеристика их поселений – это общинный тип работы, который, как известно, на сегодняшний день является наиболее перспективным для современного сельского хозяйства. Все полевые работы ведутся сообща» [5].

После получения согласия местного правительства в Уругвай на разведку выехали два представителя русских «хлыстов» – И. Житков и М. Забелин. Когда же в Россию пришли уже их восторженные донесения о стране, особенно о мягком уругвайском климате и веротерпимости властей и населения, решение о переезде было принято. 27 июля 1913 года два уругвайских корабля высадили 1300 сектантов на берегу реки Уругвай, что в 164 км от Монтевидео.

Продолжение следует…

 

[1] Кошкин С. Н. Полтора века дипотношений // Международная жизнь.
[2] Кошкин С. Н. Полтора века дипотношений.
[3] Сапелкин Н. Русский мир без границ.
[4]  Сапелкин Н. Ук. соч.; Жолудь Р. И откуда в Уругвае русские названия…
[5] Цит. по: Жолудь Р. Ук. соч.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Недавно в Эстонии прошло первое судебное заседание по делу о нарушении санкций ЕС Мати-Дмитрием Терестала. Фигурантом дела является его супруга – директор регионального отделения медиагруппы «Россия сегодня» в Симферополе, бывший главный редактор эстонского СМИ Sputnik Meedia Елена Черышева.
Слово «разыскной» можно без труда найти в современных словарях и справочниках, однако текстовый редактор подчёркивает прилагательное красным, причисляя его к ошибкам. С чем это связано и помогут ли правила употребления гласных в приставках раз-/роз- внести ясность?
115 лет назад, 18 июля 1909 года, в деревне Старые Громыки Могилёвской губернии появился на свет Андрей Громыко. Этот сельский парнишка стал впоследствии самым известным дипломатом Советского Союза, много лет возглавлявшим министерство иностранных дел.
Городок Нерехта Костромской губернии стоит в стороне от главных дорог Золотого кольца России. Туристические автобусы пролетают его небрежно, лишь изредка высаживая шумную толпу путешественников для обзорной экскурсии. Между тем этот старинный городок, основанный в 1214 году, поверьте, достоин более пристального внимания.  
С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.