Яна Огэр (ЮАР): Балет – это окно в русскую культуру
Светлана Сметанина07.10.2025

В Русской школе балета Йоханнесбурга учатся 250 учеников: кому-то достаточно прийти раз в неделю, а кто-то готов тратить на занятия по несколько часов каждый день. Выпускники школы продолжают своё образование в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, а на выступления учеников школы билеты раскупаются на 2 – 3 недели.
О том, почему для многих жителей Йоханнесбурга важно приобщать своих детей к традиции русского балета, рассказала основатель и директор Русской школы балета Йоханнесбурга, участник XVII Ассамблеи Русского мира Яна Огэр.
– Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в Южной Африке и почему решили открыть там школу русского балета, а не, к примеру, современного танца?
– Я приехала в ЮАР вместе с мужем, которого направили сюда в длительную командировку на три года. Изначально мы планировали вернуться, но уже через год поняли, что хотим остаться. К тому моменту за плечами у меня было уже 15 лет преподавания различных танцевальных жанров, но со временем мой интерес всё больше склонялся к классическому балету. Именно эта любовь к балету и желание передавать традиции русской школы привели меня к идее открыть школу здесь, в Йоханнесбурге.
– А как местные жители восприняли эту идею? Раньше там были школы русского балета или ваша школа оказалась первой в этой стране? Что им было известно о русском балете?
– Когда я приехала, в Претории уже существовала одна русская академия балета, но в Йоханнесбурге наша школа стала первой.
В Южной Африке самой популярной системой преподавания классического танца является английская RAD (Royal Academy of Dance). На мой взгляд, эта методика – упрощённый подход, не требующий больших временных затрат от учеников – своего рода «балет для масс».
Противопоставить русскую систему обучения было и остаётся непросто. С одной стороны, местные жители знают и уважают русский балет, восхищаются им. Но с другой – многие не понимают, зачем нужны все эти дополнительные усилия, время и дисциплина, которые требует русская школа. Это главный вызов, с которым я сталкиваюсь и по сей день.

– Много ли желающих учиться в вашей школе? Известно, что балет – это в первую очередь труд и дисциплина. А в вашей школе как обстоят с этим дела? Как часто проходят занятия?
– Сегодня в нашей школе обучается более 250 студентов разных возрастов – от трёхлетних малышей до взрослых! Мы предлагаем программы на любой уровень вовлечённости:
- Хобби программа – один раз в неделю для тех, кто хочет заниматься балетом как хобби
- Экзаменационная программа – минимум два занятия в неделю для более-менее серьёзного развития техники
- Youth Russian Ballet Company – три и более занятий в неделю плюс репетиции для наших будущих артистов
- Excellerate Program – ежедневные занятия для самых заинтересованных учеников
Дисциплина действительно является основой нашего подхода – без неё невозможно освоить балет. Но мы никогда не забываем о том, что каждый ученик – это личность. Поэтому создаём поддерживающую, тёплую атмосферу, где строгость сочетается с заботой и уважением.

– А что касается балетных педагогов – были ли сложности с их подбором?
– Это одна из самых больших сложностей! Квалифицированных педагогов русского балета в ЮАР практически невозможно найти. Мне пришлось искать преподавателей в России, причём заочно – через сайт HeadHunter (HH.ru). Наши основные педагоги – Анастасия Соковикова и Елена Леонтева – приехали в Южную Африку специально по моему приглашению. Также у нас преподаёт наша бывшая ученица Кармия Постма – местная девушка, которая под моим наставничеством стала прекрасным педагогом подготовительного отделения и первых классов.
– Как вы выбираете репертуар для ваших учеников? Каким композиторам отдаётся предпочтение? Где проходят выступления учеников вашей школы? Много ли зрителей приходят?
– Мы ставим классические балеты – это основа нашего репертуара: «Щелкунчик», «Шопениана», «Спящая красавица», «Коппелия». Помимо классики, создаём и собственные постановки, такие как «Буратино» и «Дюймовочка». В музыке, конечно же, предпочтение отдаётся великим русским композиторам – Чайковскому, Прокофьеву.
Наши выступления проходят в профессиональных театрах Йоханнесбурга: Roodepoort Theatre, Lyric Theatre, Victory Theatre. Я очень горжусь тем, что почти все наши постановки пользуются огромным успехом – билеты распродаются за 2 – 3 недели до премьеры, и залы всегда полны! Приходят не только родители и друзья наших учеников, но и настоящие любители балета.
– А что касается дальнейшей балетной карьеры – кто-то из ваших учеников пошёл по этому пути?
– Да, и это моя особая гордость! Несколько наших учеников выбрали профессиональный путь в балете:
- Candice Desilets стала первой южноафриканкой, поступившей в Академию Русского Балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Сейчас она заканчивает четвёртый, последний курс.
- Dané Visagie в прошлом году окончила с отличием Университет имени Косыгина в Москве по специальности «Балетмейстер» по программе Study Russia при поддержке Россотрудничества. В этом году она поступила в аспирантуру Консерватории имени Римского-Корсакова в Петербурге. Представляете, какой путь!
- Karmia Postma участвовала в Russian Seasons School в Санкт-Петербурге (Академия Эйфмана). Сейчас она преподаёт в нашей школе с 2019 года и стала отличным педагогом.

– Есть ли у вас контакты с подобными школами в России? Удаётся обмениваться опытом?
– Да, мы активно сотрудничаем со школой им. Долгушина (210) в Санкт-Петербурге. Самым ярким примером нашего сотрудничества стала поездка в 2018 году, когда я повезла группу из 22 учеников разных возрастов в Петербург. Школа имени Долгушина организовала для них целую неделю мастер-классов, которая завершилась совместным выступлением на сцене Эрмитажного театра! Это было незабываемо – и для детей, и для меня.

– На ваш взгляд, погружение в мир русского балета даёт вашим ученикам представление о русской культуре в целом?
– Безусловно! Балет – это окно в русскую культуру. Через него наши ученики знакомятся с великой русской музыкой Чайковского и Прокофьева, классическими сюжетами русской литературы, народно-сценическим и характерным танцем, включая традиционные русские танцы. Они погружаются в русскую балетную традицию, которая насчитывает более трёхсот лет. Это не просто танец – это целый культурный мир, который открывается перед ними.
– ЮАР – член организации БРИКС. А как местные жители относятся к России, есть ли у них возможность получать информацию о нашей стране, интересуются ли они жизнью в России и русской культурой?
– Знаете, мне сложно дать широкий ответ на этот вопрос. Я практически всё своё время посвящаю работе в школе и общаюсь в основном с родителями наших учеников. Но могу сказать точно: эти люди очень интересуются русским искусством и культурой. Именно поэтому они и приводят своих детей к нам в школу. Они видят ценность в русской балетной традиции и хотят, чтобы их дети прикоснулись к этому миру.