EN
 / Главная / Публикации / П.А. Столыпин и современная Россия

П.А. Столыпин и современная Россия

21.07.2011

В преддверии празднования юбилея Петра Аркадьевича Столыпина внимание мировой общественности снова приковано к образу великого русского реформатора. Не исключение и фонд «Русский мир», и весь огромный мир Русского мира.

«Призвание каждого человека – помогать своему отечеству, заботиться о ближнем. Очень часто можно услышать, что страна могла бы сделать для людей. Но ничуть не менее важно, что каждый из нас может сделать для Родины. От настроений иждивенчества следует поворачиваться к идее служения России»2.

Всю свою жизнь Пётр Аркадьевич Столыпин посвятил служению России. Для многих он стал идеалом государственного деятеля –  реформатора, сочетавшего в себе незаурядные интеллектуальные способности, честность, целеустремлённость, жертвенность, патриотизм.  В настоящее время всё больше историков, политиков и общественных деятелей обращаются к его наследию. Можно долго говорить о роли Столыпина в истории, о судьбе его реформ и тайне смерти. Но я не стану этого делать. Я остановлюсь на важности идей Столыпина для современной России.

Начало столыпинских реформ пришлось на сложные для России годы:  неудачная война с Японией, политические волнения внутри страны, которые угрожали государственному строю и единству России.  Столыпин прекрасно осознавал ситуацию, сложившуюся в то время в России. В своём выступлении в Государственном совете 31 мая 1908 г. он сказал: «Я отдаю себе отчёт, насколько трудную минуту мы переживаем. Но если в настоящее время не сделать над собой громадного усилия, не забыть о личном благосостоянии и встать малодушно на путь государственных утрат, то, конечно, мы лишим себя права называть русский народ великим и сильным»3. Перед Столыпиным стояла сложная задача: в условиях глубокого общественно-политического кризиса провести модернизацию, создав тем самым основу для дальнейшего эволюционного развития.

Полагаю, что, несмотря на все споры относительно итогов реформ, он с этой задачей успешно справился. Основы для дальнейшего развития страны были созданы. Россия совершила качественный скачок в своём развитии. Во всех сферах жизни стали просматриваться контуры нового облика страны.  Произошли глобальные изменения, затронувшие почти все сферы жизни. В современный период опыт модернизации прошлого особенно важен для нас, поскольку направления программы его реформ, такие как местное самоуправление, социальная сфера, земельная реформа, оптимизация взаимодействия ветвей власти и т.д., актуальны и для современной России. 

Некоторые из них наиболее остро обсуждаются российской и зарубежной общественностью.  В первую очередь это касается отношения личности и государства.  После реформ 90-x этот вопрос стал ещё более актуальным. Столыпинская трансформация «подданных» в граждан, раскрепощение личности, получившей право делать собственный выбор, применяя талант, трудолюбие и сноровку в любых сферах жизни стала восприниматься как начало пути к построению западного общества.

Сейчас мы живём во времена беспрецедентного в истории роста индивидуализма. Рост значимости индивидуума стал ключевым элементом современной российской демократической системы и постиндустриального, информационного, общества. Между тем, как и всякая крайность, в последнее десятилетие процветающий индивидуализм, трансформируясь в космополитизм, стал всё больше восприниматься как проблема.

В этой связи стоит обратиться к ещё одной идее, которой следовал Пётр Аркадьевич, – служения отечеству, патриотизма. По этому поводу стоит привести цитату Столыпина: «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу»4. В его представлении свобода «слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма»5. Таким образом, не происходит путаницы понятий и противопоставления свободы, индивидуализма и патриотизма.

Ещё одна важна проблема – это роль государственной власти. Для Столыпина именно власть выступает в качестве «хранителя идеи русского государства», именно она оберегает страну от распада.  Столыпин говорил: «Власть не может считаться целью. Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. Не нужно забывать, что бездействие власти ведёт к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства» 6. Законность и крепкая государственная власть для Столыпина – основа великого государства. Полагаю, что его трактовка наиболее близка к современным взглядам большинства наших соотечественников.

Великое государство в целом и Великая Россия в частности не могут существовать без армии, способной охранять её суверенитет. «Как бы ни было велико наше стремление к миру, как бы громадна ни была потребность страны в успокоении, но если мы хотим сохранить наше военное могущество, ограждая вместе с тем самое достоинство нашей родины, и не согласны на утрату принадлежащего нам по праву места среди великих держав, то нам не придётся отступить перед необходимостью затрат, к которым нас обязывает всё великое прошлое России»7

«Излишне добавлять, что, несмотря на наилучшие отношения со всеми державами, особые заботы правительства будут направляться к осуществлению воли Державного вождя наших вооружённых сил о постановке их на ту высоту, которая соответствует чести и достоинству России», – писал Столыпин. Эти усилия не пропали даром: был разработан новый Воинский устав, чётко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности. Государство увеличило ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса.

Столыпин сделал многое, чтобы восстановить боеспособность флота, утраченную в результате Русско-японской войны. Реформируя флот, он руководствовался тем, что «беззащитность на море также опасна, как и беззащитность на суше»8. Он подчёркивал: «России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих»9. В обществе в то время не было единства взглядов относительно необходимости линейного флота. Столыпин подробно изучил данный военно-стратегический аспект. В итоге, посещая лекции в генштабе, он пришёл к выводу, что «России нужен могучий линейный флот, который опирался бы на флот миноносный и подводный». В 1911 году был спущен на воду новейший эскадренный миноносец «Новик», ставший головным кораблём в серии эсминцев. Быстро развивался и русский подводный флот, постоянно пополнявшийся всё новыми подводными лодками конструкции выдающегося кораблестроителя И.Г. Бубнова.

Размышляя над проблемой укрепления обороноспособности, реорганизации армии и флота, Пётр Аркадьевич был противником участия России в военных действиях. Трезво оценивая состояние экономики страны, он был убеждён, что втягивание России в мировой конфликт приведёт к губительным последствиям. Столыпин предпринял значительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооружённое столкновение.

XXI век можно с полным основанием назвать веком политического терроризма. Столыпин стал одним из первых политических деятелей России, который предпринял ряд мер против радикализма и терроризма как методов политической борьбы. В частности, было ускорено судопроизводство по террористическим делам. Положительно сказалось на борьбе с радикализмом и терроризмом совершенствование уголовного законодательства. Столыпин неоднократно подвергался опасности. Несмотря на это, он полагал, что «преступная деятельность, несомненно, затрудняет достижение конечной цели, но так как эта цель не может быть поставлена в зависимость от явлений случайных, то здравый государственный разум указывает на необходимость устранить препятствия, напрячь все силы и идти вперёд к решению намеченных задач»10. С 1905 по 1911 г. на него было подготовлено и совершено одиннадцать покушений, последнее из которых оборвало жизнь Петра Аркадьевича.       

Столыпин говорил: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»11. Эти слова, произнесённые в начале ХХ века, с полным основанием относятся и к нашему времени.         

Президент России Дмитрий Медведев, ещё будучи вице-премьером, неоднократно обращался к идейному наследию Столыпина. По его мнению, реализацию национальных проектов вполне можно рассматривать как продолжение реформ Петра Столыпина, начатых более века лет назад.

По словам Дмитрия Медведева, основные положения столыпинских реформ должны быть завершены в России. Он считает, что между временем Столыпина и современной Россией существует связь, так как именно сегодня перед страной стоят схожие задачи. Дмитрий Медведев отметил, что не следует переносить старые схемы буквально, однако ряд вопросов остаётся и сегодня актуальным, в частности, вопрос земли.

Как и во времена Столыпина, в России активно развивается система кредитования крестьян. По утверждению президента, «малые формы хозяйствования на селе становятся всё более активными в агропроизводстве»12. «Это вселяет уверенность, что наши общие усилия по возрождению российской деревни обязательно принесут эффект. Несмотря на истекшие очень трудные для нашего села годы, в России сохранились крестьянские устои»13.

По мнению Медведева, основные положения реформ ещё предстоит воплотить в жизнь, поскольку «какие-то рубежи» мы до сих пор отсчитываем «от тех цифр, которые были заложены в период реформ Столыпина».

От себя мне хочется добавить, что при проведении реформ стоит учитывать не только удачный опыт. В первую очередь, реформирование должно быть своевременным. Реформы Столыпина опаздывали на полвека. Невозможно провести реформы силой, не имея необходимой общественной поддержки, должного финансирования. Необходимо учитывать особенности национальной экономики, национальные традиции, избегать слепого использования западного опыта.

Столыпин разработал не просто проект реформ, он предложил фактически национальную идею – идею великого, единого и неделимого государства, основанного на идеалах законности, правового порядка, частой собственности и патриотизма.

В заключение хочется привести цитату Столыпина: «Я думаю, что на втором тысячелетии своей жизни Россия не развалится. Я думаю, что она обновится, улучшит свой уклад, пойдёт вперёд, но путём разложения не пойдёт, потому что где разложение – там смерть»14.

Мы верим в Россию, в будущее Русского мира. «Наш Русский мир – это целая вселенная, где любовью к России, русскому языку и культуре объединены миллионы людей, живущих во всех уголках планеты. Русский мир – это преодоление расколов XX века, идеологических и политических барьеров, это восстановленная связь времён и событий. Осознавая себя как единую цивилизацию – Русский мир, мы обретаем новую общность, которая выше любых разделительных линий, границ и пристрастий. Мы – соотечественники, люди общей судьбы и культуры, и вместе мы становимся сильнее перед лицом глобальных вызовов нового века»15.

В.В. Бухарин, кандидат исторических наук

 

1По материалам доклада международной научной конференции «Столыпинские чтения. Российский флот и П.А. Столыпин». 2-4 июня 2011 г., Севастополь.

2 http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/fund/about

3 Речь о постройке Амурской железной дороги, произнесённая в Государственном совете 31 мая 1908 г. // П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 163.

4 Речь в Государственной думе 11 января 1911 г. // Последний витязь:  Памяти П.А. Столыпина:  Цитаты. – Саратов, 1997. –  C. 59.

5 Речь П.А. Столыпина, произнесённая в Государственной думе 16 ноября 1907 г. в ответ на выступление члена Государственной думы В.А. Маклакова. // П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 105.

6 Ответ П.А. Столыпина как министра внутренних дел на запрос Государственной думы о А.П. Щербаке, данный 8 июня 1906 г. // П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 40–41.

7 Ответ П.А. Столыпина как министра внутренних дел на запрос Государственной думы о А.П. Щербаке, данный 8 июня 1906 г. // – П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 101.

8 Речь о морской обороне, произнесённая в Государственной думе 24 мая 1908 г. // П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 152.

9Речь о морской обороне, произнесенная в Государственной думе 24 мая 1908 г. // П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 152.

10 Первая публичная декларация П.А. Столыпина по вступлении на пост председателя Совета министров (Правительственное сообщение) // П.А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы. Т. 1. – М., 2003. – С. 29.

11 Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесённая в Государственной думе 10 мая 1907 г. // П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 96.

12 Российская газета. Столичный выпуск. №4251 от 19 декабря 2006 г.

13 Российская газета. Столичный выпуск. №4251 от 19 декабря 2006 г.

14Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесённая в Государственной думе 10 мая 1907 г. // П.А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание речей в государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991. – С. 90.

15 В.А. Никонов. Выступление на III Ассамблее Русского мира. Москва, 3 ноября 2009 г.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева