EN

Алексей Громыко. Русский мир: понятие, принципы, ценности, структура

26.03.2010

Понятие «Мир» ассоциируется, прежде всего, с масштабностью и многогранностью, это большие пространства, многочисленность населения. «Мир» можно определить как людская общность, покоящаяся на четырёх принципах: территориально-временном (хронотопическом), культурном (в значении «великой культуры»), онтологическом (смысловом) и аксиологическом (ценностном).

Русский мир, конечно, не единственный на Земле. Помимо него существуют Американский мир, Британский мир (или в целом Англосаксонский мир), Французский, Испанский, Китайский, Индийский, Африканский и др. Во второй половине XX века претендовать на формирование стал Европейский мир на базе Евросоюза.

«Мир» не существует вне больших территориальных и временных пространств, человеческих и иных ресурсов. С точки зрения человеческих ресурсов Мир – это обязательно крупная общность. Мир не может быть исключительно виртуальным, т.е. существовать лишь в головах людей, он должен быть привязан к определённой территории и к определённой линейке времени. Но верно и то, что Мир невозможен вне ментальности, география для него – лишь заливочная форма.

Каждый Мир является носителем великой культуры, в отличие от локальной, и не состоялся бы без неё, потому что только великая культура может обеспечить духовную основу Мира. Великая культура же – это не просто высококачественные произведения материальной и духовной культуры, но это такая культура, которая общепризнанна в мировом масштабе, не является имитационной, которая вышла далеко за национальные рамки, оказала влияние на развитие других культур.

О смысловых и ценностных принципах. У каждого Мира есть своё философское восприятие бытия, т.е. своя система мировоззрения. Отсюда представления, например, об америкоцентричном мире, евроцентричном и т.д. У каждого Мира есть также своя система ценностей, среди которых есть основополагающие, фундаментальные и ценности «второго эшелона». Остановлюсь на первых. Для развития Французского мира большую роль сыграла триада «свобода, равенство, братство». Для Русского мира XIX века таковой была «самодержавие, православие, народность». Британский мир длительное время покоился на ценностях империи, монархии и англиканства. Американский мир в XX столетии развивался под флагом «американской мечты», базировавшейся на своей триаде ценностей: «свобода, индивидуализм, сила». Для Европейского мира, если согласится с фактом его идущего формирования, подводится система ценностей, называемая «европейской мечтой». Её триада – это «“пул суверенитетов”, социальный рынок и “мягкое влияние”». 

Говорить о ценностях абстрактно невозможно. Есть функциональные ценности, ценности культуры, ценности политической системы, общественной системы, духовные ценности. Среди функциональных ценностей Русского мира: многонациональность и полиэтничность с русской доминантой, многоязычие с русской доминантой, поликонфессиональность с доминантой православия, многокультурье. Среди политических ценностей Русского мира: сакральность власти, патернализм, суверенность. Среди духовных ценностей: духовность (в смысле доминирования духовного над материальным), мессианство (Москва – Третий Рим), идеализм, смиренность (или страстотерпие). Среди мировоззренческих ценностей: созерцательность, справедливость, провиденционализм (или даже фатализм), жертвенность. Среди поведенческих (бихевиористских) ценностей: доброжелательность, общительность, открытость, терпимость (в смысле толерантности), щедрость, гостеприимство.

Какова триада основополагающих ценностей Русского мира? Вопрос, безусловно, спорный и дискуссионный. Патриарх Кирилл на III Ассамблее Русского мира в ноябре 2009 г. предложил: «православие, русская культура и язык, общая историческая память и русская традиция». Я предложить бы иной ряд: «справедливость, духовность, солидарность».

«Мир» не тождественен пространствам бывших империй (вряд ли применимы термины «Турецкий мир» или «Австрийский мир»), хотя ряд Миров в своём прошлом были империями, точнее, вышли из империй, например, Британская империя, Царская империя, Испанская империя. «Мир» не обязательно совпадает или пересекается и с понятием великая держава (например, не существует Немецкого мира или Японского мира, хотя Германия и Япония – признанные великие державы), но в отдельных случаях это справедливо, например, ядро Русского мира, Англосаксонского мира, Китайского мира составляют именно великие державы.

Наконец, «Мир» не одно и то же, что цивилизация, холя эти понятия имеют много общего. Цивилизацию можно определить как спрессованный исторический опыт больших человеческих сообществ, воплощённый в образе жизни, культуре быта и общения, менталитете и мироощущении, ценностных предпочтениях и приоритетах. Но далеко не каждый «Мир» равен цивилизации. Мир может быть больше цивилизации, например, Африканский мир, часть которого – Магриб – входит в арабскую цивилизацию, а часть – субтропическая Африка представляет собой собственно Африканскую цивилизацию. Мир может быть меньше цивилизации, например, Французский или Испанский мир, которые оба входят в Европейскую цивилизацию. Наконец, некоторые Миры находятся на стыке цивилизаций, например, Англосаксонский мир – на стыке американской и европейской цивилизации, потому что Британия относится к Европейской цивилизации, а США, согласно распространённому мнению, представляют собой самостоятельную цивилизацию, хотя и вышедшую из Европейской. В свою очередь, далеко не все цивилизации входят или совпадают с тем или иным Миром, например, признанной является Японская цивилизация, но Японского мира не существует.

Отличие Русского мира от почти всех других Миров (отличие, которое можно было бы назвать уникальным, если бы ещё не существование Китайского мира), в том, что Русский мир сопрягается и с понятием империя, и с понятием великая держава, и с понятием цивилизация. Действительно, Русский мир вышел из Российской империи. Во-вторых, ядро Русского мира – Россия – великая держава. В-третьих, Русский мир тождественен понятию Русская или российская цивилизация. Насчёт последнего тезиса много споров. Многие, включая российского президента и премьер-министра, считают Россию частью европейской цивилизации. Другие утверждают, что Россия – это пересечение Западной и Восточной цивилизаций, т.е. считают, что цивилизационное лицо России – полихромное. Спорят друг с другом и те, кто признаёт за Россией цивилизационную самодостаточность, а таких большинство. Среди них одна из самых популярных точек зрения, – что Русская цивилизация – евразийская по своей сути, т.е. уникальный и самоценный сплав западных и восточных цивилизационных ценностей. 

Кто принадлежит к Русскому миру? Каждый Мир имеет структуру, состоящую из ядра и окружающих его сфер. Причём последние – не одно и то же, что зоны влияния. В развитии Русского мира в XX веке необходимо учитывать то крайне важное обстоятельство, что Русский мир стал диаспоральным. Ядро Русского мира – это Россия и другие постсоветские славянские страны – Украина и Белоруссия. Внутреннюю сферу Русского мира составляют страны и регионы Ближнего зарубежья, т.е. постсоветского пространства. Внешнюю сферу Русского мира составляют различные категории государств Дальнего зарубежья. Во-первых, это страны, где имеются наиболее крупные русскоязычные меньшинства (например, Германия, Израиль, США, Британия), главенствует православная церковь (например, Сербия, Кипр, Румыния, Черногория), или и то и другое (например, Болгария). Во-вторых, это те государства, где имеются или формируются русскоязычные диаспоры, проявляется большой интерес к русской культуре. К третьей группе относятся те государства Дальнего зарубежья, в которых при отсутствии главенства православной церкви и малом распространении русского языка присутствует значительный интерес и симпатии к русской культуре или бизнесу (например, Италия, Финляндия).

Бесспорно, что скрепляющим раствором Русского мира, основным носителем его исторических кодов и смыслов, базой его культуры является русский язык. В последние годы интерес к русскому языку почти повсеместно в Европе вырос. Однако количество вновь изучающих русский меньше, чем убыль тех, кто выучил язык ещё в советское время. Потеря русскоговорящих происходит и в результате ассимиляционной модели поведения значительной части выехавших в Европу с постсоветского пространства. Ясно, что в целом количество знающих в той или иной степени русский язык в Старом Свете будет ближайшие годы сокращаться по мере убыли старших поколения в странах Восточной Европы, вопрос в том – на каком уровне удастся стабилизировать количество носителей русского языка. Для этого необходимо содействовать тому, чтобы русскоязычные сообщества следовали модели мультикультурализма, а не ассимиляции, чтобы на государственном уровне был решён вопрос о создании в Европе сети начальных и средних школ полного образования на русском языке, чтобы на уровне европейских вузов наращивалась поддержка российских программ, от которой во многих случаях зависит сохранение кафедр русского языка, российских исследований как таковых.

Алексей Анатольевич Громыко,
заместитель директора Института Европы,
руководитель Центра британских исследований

Статья публикуется в авторской редакции

Рубрика:
Тема:
Метки: