Александр Князев: роль исторического знания в укреплении российско-узбекских отношений
Александр Князев: роль исторического знания в укреплении российско-узбекских отношений
О роли исторического знания, пути достижения общего взгляда на историческое прошлое и последствиях трансляции искажённой истории на современность рассказывает PLOV.PRESS ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Александр Князев.
Современные реалии требуют от научного сообщества поиска новых путей объединения. Особенно актуально это для двусторонних отношений между Россией и Узбекистаном, где знание исторического прошлого играет ключевую роль в формировании гражданской идентичности молодёжи и общественных отношений между народами.
О роли исторического знания, пути достижения общего взгляда на историческое прошлое и последствиях трансляции искаженной истории на современность рассказывает PLOV.PRESS ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Александр Князев.
– Как исторические нарративы способствуют укреплению или ослаблению общественных связей между гражданами Узбекистана и России?
– Историческое знание, пусть даже самое минимальное, это часть мировоззрения, из которого исходит и отношение человека к окружающему его миру, к другим людям, с которыми ему приходится взаимодействовать, вступать в разного рода общение.
И, если уже со школы человек усвоил такой, к примеру, тезис, как «жестокая колониальная эксплуатация» со стороны Российской империи в отношении тогдашнего Туркестана, как он будет относиться к современной России? Естественно, что этот тезис станет элементом, который будет формировать негативное отношение к России у того же трудового мигранта, особенно, если и условия жизни и работы у него сложатся далеко не позитивно.
Эти настроения легко могут трансформироваться в разного рода ксенофобии. А там уже и до примитивной россияфобии или русофобии недалеко… Такой человек – конечно, не каждый, но, тем не менее – вполне может стать объектом лёгкой вербовки в разного рода радикальные, прежде всего религиозные, группы. Безусловно, на основе одного только исторического знания это вряд ли произойдёт, но и представления об истории тоже будут играть определённую роль в переформатировании мировоззрения и сознания.
Я сейчас руковожу проектом, который реализует ИМИ МГИМО, он называется «Интерпретации общей истории России и стран Центральной Азии». Проект в целом поддерживается Фондом развития МГИМО, фондом «Русский мир» и Фондом поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова.
В рамках этого проекта мы провели круглые столы с коллегами в Душанбе и Бишкеке и, совсем недавно, в Ташкенте, и там я приводил другой пример. В России учатся сейчас более 60 тысяч студентов из Узбекистана, какое-то их количество – по гуманитарным специальностям, у них в программах есть и курсы по истории России.
Что будет твориться в голове у такого студента: в Узбекистане он изучал одну историю, а в России ему предлагают другую, с целым рядом прямо противоположных оценок. Так и возникает полноценный когнитивный диссонанс, а в каких-то случаях и диссоциативное расстройство идентичности...
Ну, и, в конце концов, нельзя считать нормальной ситуацию, когда между Россией и многими странами региона существуют не просто дружественные, но и союзнические отношения, а в государственных идеологиях, в образовательных системах и в умах граждан этих стран присутствует определённая, не побоюсь этого слова, враждебность по отношению к России.
<…>
Источник: Информационный портал ПЛОВОрганизации фонда
НОВОСТИ ФОНДА “РУССКИЙ МИР”
НАМ ПИШУТ
пресса О ФОНДЕ “РУССКИЙ МИР”
КОНТАКТЫ
Тел.: (499) 519-01-92
Задать вопрос по электронной почте: