EN

Память, которую не снести

Сергей Виноградов10.03.2023

Мемориал в Вильнюсе / «Мемориалы Литвы 360», скриншот

Когда поисковик из Литвы Виктор Орлов начинал в 2021 году работу над виртуальной картой мемориальных комплексов и мест захоронений времён Великой Отечественной войны, проект носил энциклопедический характер. А в 2022 году, когда машина по уничтожению советских памятников в Прибалтике перешла на галоп, виртуальная карта вдруг стала историческим артефактом. Портал даёт возможность подойти, рассмотреть и обойти кругом мемориальные комплексы, в том числе те, которых уже не существует.

Виртуальная карта открывает для посещения сотни памятников и мест захоронений. Благодаря большой работе, проделанной жителем Вильнюса Виктором Орловым и его единомышленниками по ассоциации «Забытые солдаты», создана уникальная база изображений всех известных памятников Великой Отечественной войны в Литве.

В интервью «Русскому миру» Виктор рассказал о том, что встречал поддержку проекта во всех уголках Литвы, в которых шла съёмка. В больших городах и крохотных деревушках люди рассказывали, что своими силами поддерживают памятники воинам-освободителям, хотя и не сомневаются, что рано или поздно литовские власти найдут повод для того, чтобы стереть с лица земли все мемориалы. Но только не с портала lithuania360.net, предусмотрительно перенесённого авторами с американского на российский сервер хранения данных.

«Мемориалы Литвы 360», скриншот

В осадном положении

– Деятельностью, связанной с поисками погибших солдат, я занимаюсь с 2008 года, – рассказывает Виктор. – Я всегда увлекался историей, это было неотъемлемой частью моей жизни. Как известно, человек, забывающий историю, лишает себя будущего. Для меня это всегда был актуальный момент. Поначалу это было хобби, выходы с металлодетектором, и поисковой работой это назвать нельзя. А потом, когда мы с группой увлечённых людей первый раз обнаружили останки, погрузились в эту проблематику, начали разбираться, пытаться узнать судьбу этих погибших.

По словам Виктора Орлова, естественным шагом была передача найденных останков. Но встал вопрос, кому их передавать. В Литве поисковое движение после развала Советского Союза практически отсутствовало, и никому из чиновников не было дела до судеб советских воинов.

– Было принято решение создать организацию, получить юридический статус и взять в свои руки решение этих проблем, – говорит Виктор. – По мере того как мы включались в эту работу, получали всё больше данных от разных копателей об обнаруженных останках. Мы собирали и проверяли эту информацию, и оказалось, что это десятки, а впоследствии – сотни находок советских и немецких солдат.

Созданное вильнюсское военно-историческое объединение «Забытые солдаты» лет десять назад переросло в литовскую ассоциацию военной истории с тем же названием. Виктор Орлов занимает должность президента ассоциации. Работа организации охватила всю территорию страны, появились филиалы, развивалось сотрудничество с российскими, латышскими, эстонскими поисковиками. Последние работы по благоустройству памятников члены ассоциации завершили осенью 2021 года.

Виктор Орлов

– Так мы и существовали до прошлогодних событий, когда деятельность нашей организации была категорически остановлена, – рассказывает Виктор. – Закрыт счёт организации, мы оказались фактически не у дел, в осадном положении. Наша работа не поощряется.

Хроника массового сноса

Проект «Литва. Воинские захоронения советских солдат. Виртуальное посещение» реализуется на средства Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. По словам Виктора Орлова, поисковики в Литве давно искали возможность запечатлеть современными средствами сохранившиеся памятники, учитывая деструктивные планы властей страны.

– Поползновения ощущались и ранее, худо-бедно удавалось отстоять памятники и захоронения, – говорит он. – Но события прошлого года развязали им руки, никто не смог заступиться за наших солдатиков, и мы увидели массовый снос мемориалов. Ещё до этого мы подозревали, что такое может быть, и родилась инициатива создания сайта, чтобы зафиксировать для истории, как это было. Число погибших советских воинов внушительное – более 80 тысяч красноармейцев пали при освобождении Литовской ССР, потери 1941 года не учтены, и мы можем их только предполагать.

Количество монументов исчисляется сотнями, на портале содержатся фотографии и историческая информация о 289 мемориальных комплексах и местах захоронений. Память о погибших была увековечена в камне, имена и фамилии павших выбиты на памятниках, на территории Литвы известны около 180 воинских захоронений.

– Многие монументы, которые мы снимали для проекта, сегодня не существуют, – рассказывает поисковик. – Например, на центральном мемориале в Вильнюсе нет главной стелы, в Каунасе та же ситуация. Или возьмём Палангу, курортный город, куда раньше приезжали люди со всего Союза. Там в центре был монумент с выбитыми фамилиями, красивый памятник. Там сейчас вообще ничего нет, просто площадка, уложенная плиткой.

Памятники в формате 360 градусов

Как проходила работа?

– Казалось бы, Литва небольшая страна – 300 километров в одну сторону, 350 километров в другую сторону от границы до границы, – говорит Виктор Орлов. – Так вот, в рамках проекта мы проехали около 11 тысяч километров. Работы продолжались с апреля по октябрь 2021 года, на сайте можно заметить, как меняются времена года.

«Мемориалы Литвы 360», скриншот

Авторы использовали камеры с обзором 360 градусов, специальное программное обеспечение, обеспечивающее ощущение виртуальной прогулки. Также потребовалось создать специальную платформу, на которой работает карта.

– Движок по сути такой же, как в Google maps, – говорит Виктор. – Изначально мы разместили свою платформу на ведущем американском сервере хранения данных, с которым нам было проще заключить соглашение. Но получилось так, что нас оттуда вытурили, – сначала выставили одну цену, потом другую, а третья стала и вовсе астрономической. В итоге мы перешли на российскую платформу, перенос данных занял много времени, но был успешно завершён, и сейчас данные в безопасности. С переходом на российский сервис мы не ограничены в объёмах загружаемой информации.

Продолжительность работы на съёмках каждого объекта напрямую зависела от размеров монумента. Например, в Вильнюсе на плитах запечатлены 3,5 тысячи захороненных бойцов, в среднем на каждой плите по 20 фамилий. Была снята каждая плита, чтобы посетитель портала во время виртуальной прогулки смог её приблизить и прочитать все имена.

– Если на фотографии нечитаемые фамилии, то они и в жизни были такими, – говорит автор проекта. – Этим мы также подчёркиваем, что требуется постоянный уход за памятниками, и как минимум раз в год нужно обновлять буквы.

Мемориал в Вильнюсе / «Мемориалы Литвы 360», скриншот

А как реагировали местные жители на гостей с причудливыми камерами и квадрокоптером?

– Нормально реагировали, – говорит Виктор. – Они, как правило, уважительно относятся к памяти павших, не делят на своих и чужих, и даже по возможности ухаживают за монументами – полют траву, высаживают цветы. Чем дальше от больших городов, тем больше участия в судьбах памятников и захоронений принимают жители. На протяжении всей работы мы не сталкивались с отрицательной реакцией. Люди подходили, интересовались и, узнав, чем мы занимаемся, говорили: «Молодцы, правильно, а то мы беспокоились, что этого скоро не будет». Все понимали ситуацию.

Виртуальная карта будет расширяться

Виктор Орлов отмечает, что проект не завершён, авторы не догрузили порядка 30 % имеющихся съёмок, в основном это населённые пункты Юго-Запада Литвы. Ждёт своего часа загрузка съёмок памятников с квадрокоптера. Иным будет и текстовое наполнение каждой из страниц, в частности, будут выложены поимённые списки всех бойцов, захороненных в том или ином населённом пункте. Это поможет в поиске нужных фамилий потомкам погибших и исследователям.

– Думаю, к маю мы завершим загрузку всех материалов, – говорит Виктор. – Пока портал особо не афишировался и не анонсировался, не было официального открытия. И видели его в основном представители заинтересованных структур. Но мы уже получаем множество одобрительных отзывов. Мы убедились, что это значимый проект с исторической, политической и любой другой точки зрения и уникальный в своём роде.

Что дальше? Созданную фотобазу (а это террабайты фото и видео) в будущем могут превратить в виртуальный музей. Кроме того, Виктор Орлов верит, что когда-нибудь виртуальные карты советских памятников и захоронений из разных стран будут объединены, и посетитель сможет двинуться курсором из Литвы в Эстонию и Латвию, а оттуда – в Польшу, Болгарию, Чехию и так до Берлина. Авторы литовского проекта готовы поделиться оборудованием и технологией.  

Также по теме

Новые публикации

Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».