EN
 / Главная / Публикации / Что происходит с русским языком на постсоветском пространстве?

Что происходит с русским языком на постсоветском пространстве?

Редакция портала «Русский мир»03.11.2017

На XI Ассамблее Русского мира состоялась дискуссия «Русский язык и государство – благодаря и вопреки». Её участники обсудили языковую политику постсоветских государств, в том числе и России. Модератором обсуждения выступила председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая.


Заместитель председателя правления фонда «Русский мир», ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Богданов рассказал о положении русского и других языков народов России с точки зрения законодательства. Он отметил важность взаимодействия русского языка и других языков в России. Всего, отметил Богданов, в России существует около 700 нормативных актов, регулирующих использование языков. Около 30 языков используются в России в качестве государственных (на региональном уровне) и 14  в качестве официальных. При этом в России существуют возможности для дальнейшего продолжения работы по совершенствованию нормативной базы, которая регулирует использование языков.

«Реально очень многие и многие языки, получившие государственный или официальный статус, почти не используются» отметил Богданов.

Он особенно подчеркнул, что необходимо сделать всё, чтобы политическая декларация, закрепляющая языковое разнообразие в России, стала реальностью. Необходим постоянный мониторинг использования русского языка наряду с другими языками России, отметил Богданов.

Ректор Славянского университета Республики Молдова, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы Татьяна Млечко рассказала о положении русского языка в своей стране. Она поблагодарила фонд «Русский мир» за активную поддержку проектов по сохранению русского языка в Молдавии, а также за проводимые ежегодно Ассамблеи Русского мира, которые позволяют обсудить актуальные проблемы в сфере русскоязычного образования за пределами России.

 

Татьяна Млечко подчеркнула, что на протяжении 25 лет после распада Советского Союза в Молдавии по русскому языку «вёлся прицельный огонь». Вопреки объективной реальности, в стране началась активная кампания по выдавливанию всего русского. В 90-е годы была предпринята попытка лишить людей отчеств  они исчезли из документов. Однако же люди продолжают обращаться друг к другу, используя отчества. Город Кишинёв был переименован в Кишинеу, и против СМИ, которые назвали молдавскую столицу по-русски, даже вводились санкции. Был принят новый образовательный закон, в котором русский язык получил статус иностранного и не обязательного для изучения в школах. При этом, отметила Млечко, 68 % населения страны  это носители русского языка, который по-прежнему остаётся важной частью жизни молдавского государства и общества.

В свою очередь, Людмила Вербицкая отметила, что такая ситуация является абсурдной. «С одной стороны, все в Молдавии говорят по-русски, с другой  у государства нет понимания, что это родной язык, домашний» сказала Вербицкая.

Заведующий кафедрой русского языка Донецкого государственного университета профессор Вячеслав Теркулов подчеркнул, что язык определяет образ мыслей человека, поэтому его смена в конечном счёте меняет сознание. Он сообщил, что русский язык был выведен из системы экзаменов, которые сдают выпускники украинских школ,  внешнего независимого оценивания. Это значит, что абитуриенты, поступающие в вузы на специальность «русский язык», сдают не профильный предмет, а, к примеру, английский язык. Это есть не что иное, как социолингвистическое программирование, отметил Теркулов.

Он рассказал, что в этом году в Донецкий университет на специальность «русский язык» с территории Украины поступили десять человек. С Украины в Донецк приезжали желающие написать «Тотальный диктант». При этом, несмотря на беспрецедентное давление на русский язык, на Украине остаётся много людей, которые говорят по-русски и считают себя русскими.


Глава Эстонской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Инга Мангус рассказала о непростой ситуации с русским языком в Прибалтике. В Латвии, Литве и Эстонии положение русского языка на данный момент примерно одинаковое, с некоторыми нюансами.

Во времена СССР в Эстонии русский и эстонский языки имели равное положение. При этом русский язык в республике преподавали очень хорошо, поэтому эстонцы его знали. Русские же, наоборот, по-эстонски говорили плохо. Затем эстонский язык стал единственным государственным, а русский стал языком национального меньшинства. И ситуация изменилась. Эстонский язык преподают везде, поэтому русские, которые в Эстонии составляют 30 % населения, знают его отлично. Эстонцы же, перестав учить русский язык, потеряли преимущество, которое давало двуязычие. Так, работодатели отдают предпочтение сотрудникам, которые свободно говорят и по-русски, и по-эстонски. «В Эстонии язык  это товар» сказала Мангус.

О том, как обстоят с дела с русским языком в Армении, рассказала руководитель Русского центра в Ереване Арусяк Нерсесян. Здесь совсем другая ситуация. Она отметила, что русский язык – важная часть культуры Армении. По её словам, после 1991 года на русский язык были нападки, но эту тенденцию удалось изменить.

Русский язык здесь обязателен для преподавания в школах и на первых курсах вузов. В Армении работают шесть филиалов российских высших учебных заведений. Сейчас в стране обсуждается концепция преподавания русского языка в армянской школе, которая предусматривает увеличение количества часов на изучение русского языка в школах республики. И это происходит при том, что Армения  моноэтничная страна: 98 % населения – армяне.

Иинтерес к русскому языку в Армении продолжает расти. Важную роль в этом сыграл центр фонда «Русский мир». Однако, отметила Нерсесян, имеется нехватка образовательной литературы по русскому языку.

Также по теме

Новые публикации

Городок Нерехта Костромской губернии стоит в стороне от главных дорог Золотого кольца России. Туристические автобусы пролетают его небрежно, лишь изредка высаживая шумную толпу путешественников для обзорной экскурсии. Между тем этот старинный городок, основанный в 1214 году, поверьте, достоин более пристального внимания.  
С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».