В Общественной палате обсудили новую концепцию филологического образования в школе
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»
11.11.2014
Проект концепции школьного филологического образования, который разработала Ассоциация учителей русского языка и литературы (АССУЛ), представили в Общественной палате РФ, сообщает ИА REGNUM.
Как пояснила председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Людмила Дудова, авторы концепции придерживаются «необходимости формирования в процессе изучения ценностно-смыслового восприятия русского языка — языка, который отражает национальные идеи и представления о мире». «Мы против того, чтобы смотреть на предмет "русский язык" исключительно с точки зрения функциональной грамотности. Мы считаем, что русский язык должен изучаться как научный феномен, как ценностно-смысловое явление, как культурный феномен», — подчеркнула она.
Концепция, по её словам, однозначно говорит о неприятии прагматического представления о чтении только как о процессе усвоения и переработки текстовой информации и игнорирования ценностно-смысловой природы чтения художественного произведения.
Дудова обратила внимание на содержательную часть литературного образования, которая должна состоять из произведений, художественное совершенство которых не вызывает сомнения, а школьный курс должен отражать все этапы развития словесности.
В список рекомендованной литературы для 5–11 классов отбирались книги «с высоким духовно-нравственным наполнением», без «ненормативной лексики, эстетизации низменных инстинктов, жестокости». Современных авторов в списке нет, он заканчивается произведениями Владимира Высоцкого. В перечень вошла практически вся русская классика, а также ряд авторов, которые, по словам представителей АССУЛ, были исключены из школьной программы в начале двухтысячных (например, Александр Радищев и Николай Чернышевский), пишет газета «Коммерсант».
Авторы концепции предлагают увеличить количество часов на изучение русского языка и литературы в школе. Так, по их мнению, для успешного освоения литературы учащимися необходимо увеличить количество часов приблизительно на 20 %: от трёх часов в неделю в 3–5 классах и до пяти часов — в 10–11 классах, сообщает агентство новостей «Москва».
Инициатором создания концепции выступило педагогическое сообщество, предложившее на I съезде Ассоциации учителей литературы и русского языка в ноябре 2013 года сформировать рабочую группу и создать документ, определяющий цели и задачи обучения русскому языку и литературе. В состав разработчиков документа вошли представители старейших педагогических вузов России.