EN
 / Главная / Публикации / «Восьмёрка»: что-то не сложилось в общем пасьянсе

«Восьмёрка»: что-то не сложилось в общем пасьянсе

08.05.2014

8 мая в прокат выходит новый и долгожданный фильм Алексея Учителя «Восьмёрка». Его премьера состоялась ещё в сентябре 2013 года на одном из крупнейших мировых кинофестивалей в Торонто. Планы были грандиозные. Но, по словам режиссёра, специалист по восточно-европейскому кино и отборщик Каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон сразу ему сказал, что «Восьмёрка» — слишком уж коммерческий фильм, не фестивальный, скорее зрительский. Такое заявление Учителя даже обрадовало. «Я не снимаю для кого-то, я снимаю для всех» — это его кредо. Теперь остаётся только ждать реакции публики.

Картину явно передержали. Изначально её хотели выпустить перед Новым годом, в декабре 2013-го, поскольку и в самом фильме происходят предновогодние события, но совсем не празднично-ёлочные. Наступает 2000 год. С экранов телевизоров Борис Ельцин прощается с народом, покидая президентский пост. Начинается новая эпоха… Но предновогодний прокат так и не состоялся. Не сошлись в каких-то вопросах с компанией «Базелевс» Тимура Бекмамбетова, занимавшейся на тот момент продвижением «Восьмёрки». Пришлось сменить прокатчика. Были планы проехать по городам страны с творческой группой, с концертами, в которых задействованы были бы исполнители, чья музыка звучит на экране. Идея прекрасная, но в наше время трудноосуществимая. Всё оказалось слишком сложно и дорого. В итоге «Восьмёрку» показали в конце апреля на открытии фестиваля дебютов «Движение» в Омске, а допрокатный показ ограничился тремя городами. Были и зарубежные премьеры — в Гонконге и Шанхае.

Фильм изначально привлекал к себе внимание, поскольку поставлен по одноимённой повести Захара Прилепина. И это первая экранизация его прозы. В молодые годы сам он не раз смотрел документальный фильм Учителя «Рок», как и многие его ровесники. А после совместной работы сказал: «Несмотря на питерскую интеллигентность, Алексей Учитель — танк и бульдозер, способный всё смести на своём пути». Учитель же, в свою очередь, увлёкся прежде всего повестью Прилепина. Как он говорит, ему интересно то, чего он не знает, показались любопытными молодые герои. И дело вовсе не в том, что захотелось сказать своё слово по поводу конкретного времени. Именно повесть Прилепина стала толчком к созданию фильма. Правда, сценарий писал не он, а Александр Миндадзе. Прилепин сразу для себя решил, что проза — это одно, а кинодраматургия — совсем другое дело, ею должны заниматься профессионалы. Да и сама повесть для него уже в прошлом. Зато снялся в небольшой роли водителя в самом начале фильма. Алексей Учитель пригласил в качестве сценариста Александра Миндадзе, с которым уже вместе работал. Именно от него нам стало известно, что Прилепин проявил себя на удивление деликатным автором. Он не давил, не бился за каждое слово, как это бывает с некоторыми писателями. Отдавал себе отчёт в том, что у кино своя специфика. С Прилепиным, правда, согласовали все изменения, а их немало. Скажем, в повести главная героиня не погибала. Но Учитель решил не оставлять её живой, чтобы получилось печальнее, но лучше. Обидно только то, что всё в итоге свелось к любовному треугольнику. На одну девушку претендует весьма импозантный бандит, а ныне бизнесмен в исполнении Артура Смольянинова и омоновец. Что они в ней нашли — другой вопрос. Кстати, герой Смольянинова в фильме не так примитивен, как в повести. И вообще это одна из лучших его работ.

На протяжении всего фильма друзья-омоновцы, а их четверо, рассекают на белой «восьмёрке» по своему малопривлекательному и какому-то стёртому городу. Они заходят в ночные клубы, наводят там порядок, мнят себя борцами за справедливость — сообразно тому, как её понимают. Захар Прилепин и сам пару лет служил в ОМОНе. Некоторые этому не верят, как не верят и в то, что он прошёл чеченскую войну. Вот это тоже интересный феномен. Алексей Учитель рассказывает, что в «Восьмёрке» Захар запечатлел самого себя, это его личная история, и всё, что мы видим на экране и читаем в книге, произошло с автором повести. Захар, хоть и не писал сценарий, в работу был вовлечён: приходил всё время на съёмочную площадку, первым посмотрел монтажную сборку, был в курсе того, как проходит кастинг. В картине много дебютантов. Прежде всего это исполнители четырёх главных ролей — Алексей Манцыгин, Александр Новин, Артём Быстров и Павел Воронцов, а также Вильма Кутавичюте, в которой есть что-то нездешнее, чему в немалой степени способствует её прибалтийский шарм. Все они очень хорошо работают. Но вот станут ли сразу звёздами после выхода фильма, как пророчил Алексей Учитель, это большой вопрос. Что-то в общем пасьянсе не складывается. Исполнителя главной роли Алексея Манцыгина Учитель увидел на фото. И его первый вызов на площадку был экстремальным. Начали снимать с постельной сцены. Молодой актёр перецеловался с десятком претенденток на главную женскую роль. Так он прошёл боевое крещение. Был даже напуган таким началом. С актрисой Вильмой Кутавичюте Алексей Учитель встретился в театральном кафе, чтобы поговорить по другому поводу, но в итоге именно она сыграла в «Восьмёрке» главную героиню, из-за которой в фильме весь сыр-бор. И у неё первый съёмочный день выдался из ряда вон: начали со сцены, когда она лежит мёртвая в машине.

Снимали в Петербурге и в Ленинградской области, в основном на Кировском заводе, а это, по рассказам Алексея Учителя, город со своими светофорами, железной дорогой. Там всё сконцентрировано в одном месте, так что не надо никуда ехать и чего-то ещё искать. И выглядит это пространство на экране очень осязаемо. По духу «Восьмёрка» чем-то напоминает картины Алексея Балабанова, которого тоже интересовало то время, конец девяностых. Снимал фильм Юрий Клименко, по мнению Учителя, лучший сегодня оператор.

События происходят в условном городе N, провинциальном и промышленном населённом пункте, где заводы стоят и можно податься разве что в бандиты или милицию. При этом режиссёр настаивает: «Фильм о сегодняшнем дне, всё это больно и сейчас». В «Восьмёрке» снимались реальные омоновцы. Строй, в котором стоят актёры, — из реальных парней, несущих свою службу.

Белая «восьмёрка» стала одним из персонажей фильма. Понадобилось несколько автомобилей одной марки, поскольку во время трюковых сцен «восьмёрке» изрядно досталось. Алексей Учитель и сам ездил когда-то на такой, а теперь испытывает к ней прямо-таки поэтические чувства. И сам фильм для него нечто новое, поскольку такого количества драк снимать ещё не приходилось. Здесь все куда-то бегут, всё не стоит на месте. Нет ни мгновения тишины и покоя. Но иногда складывается ощущение, что это бег на месте, движение в никуда. И невольно ловишь себя на мысли, что не хочется в который раз ощущать вкус того времени, дышать воздухом, в котором как топор висит криминал. Звучит как похвала режиссёру, сумевшему добиться нужного эффекта. Но кроме этого тяжёлого тумана времени ничего другого и не остаётся.

Светлана Хохрякова

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева