Шагал vs. Малевич
28 марта, в свой день рождения, кинорежиссёр Александр Митта, автор фильмов «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий», «Экипаж», показал свой новый фильм «Шагал — Малевич», который на днях вышел в прокат. Александру Митте восемьдесят один год, и, принимая поздравления и критику в адрес своей картины, он говорит, что это его последняя работа.
Шагалом Митта болел давно. Ещё 45 лет назад он подступался к его образу в картине «Гори, гори, моя звезда». Олег Ефремов сыграл художника Фёдора, прообразом которого и стал Шагал, хотя всё было завуалировано и сделано в аллегорической форме. Изначально на эту роль предполагался Юрий Никулин, который вместе с цирком задержался в Австралии и не смог принять участие в съёмках. Удивительное совпадение:Митта родился в тот же день, когдаШагал ушёл из жизни.Художник прожил долгую жизнь и похоронен во Франции, в Провансе, в чудесном городке Сен-Поль-де-Ванс. По счастью, Шагал уехал за границу, а потому уцелел. Он создал музей в Ницце, в то время как его соратник и антипод Казимир Малевич остался в России, был объявлен германским шпионом и репрессирован. Он ушёл из жизни в 1935 году в Ленинграде.А потом его могилу в Немчиновке закатали в асфальт. На деревянном доме в Курске, где юный Малевич жил с семьёй, нет никаких опознавательных знаков. Там живут посторонние люди. Пару лет назад я ходила кругами вокруг этого дома по улочке, утопавшей в зелени и мало напоминавшей современный город, скорее декорацию XIX — начала XX века.
Когда смотришь на экран, понимаешь, что Митта тоже построил свой Витебск, в котором и творили его герои в 20-е годы прошлого столетия. На мой вопрос, где снимали картину, режиссёр ответил, что в Витебске. Но можно было предположить любой другой ответ. Былого Витебска уже нет. Но, видимо, для съёмочной группы был важен сам факт нахождения там. Александр Митта выстроил в родном городе Шагала целую улицу, где и снимали витебский сюжет его жизни, в который вписался и Казимир Малевич. Вместе они творили, воспитывали учеников. Ничего из той, прежней жизни в Витебске не сохранилось. Там есть музей Шагала, где нет подлинных вещей. Можно долго блуждать в его окрестностях и бесконечно спрашивать у прохожих, где же расположен дом Шагала, и не получать ответа. Одна прохожая на мой вопрос ответила так: «Да чёрт его знает где…»
Зато в Европе на выставки Малевича и Шагала выстраиваются очереди. В Вене перед Новым годом показали несколько работ Шагала, и к ним невозможно было протиснуться из-за скопления людей. Про амстердамскую выставку Малевича, открывшуюся в начале года, и говорить не приходится. В выходные дни очереди выстраивались на улице. Для голландцев это небывалый случай. А у нас в основном и знают только «Чёрный квадрат». Когда фильм Александра Митты в феврале показывали на берлинском кинорынке, небольшой зал брали штурмом. Привлекали сами имена — Шагал и Малевич. Это «наше всё» для Запада, гораздо больше, чем, например, Пушкин. Не зря организаторы торжественных церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи использовали образы Малевича и Шагала. По ним нас узнаёт мир.
В картине Александра Митты Шагала сыграл Леонид Бичевин. Теперь он вспоминает, как режиссёр давал ему читать разные роли, включая придуманного персонажа Наума. Руки у него по локоть в крови. Он — красный комиссар, безнадёжно влюблённый в жену Шагала Беллу. Всё это придумано, как и сам герой, поскольку мы имеем дело не с биографическим сюжетом в чистом виде, а скорее с фантазией на заданную тему. По воле режиссёра Леонид Бичевин примерял на себя и роль Малевича, хотя приглашён был на Шагала. То ли Митта колебался, какую роль ему дать, то ли работал своими особыми методами, чтобы подвести его к образу Шагала и нужному самочувствию.
На своего героя Леонид Бичевин похож мало, если уж привередничать и сравнивать актёра с изображениями реального Шагала. Понятно, что к портретному сходству с персонажем особо и не стремились. Не в нём суть. Кажется, что актёр куда больше похож на Казимира Малевича. Но герои фильма помещены в условную среду вроде той, что была создана в любимой многими картине «Гори, гори, моя звезда», — намеренно театральную, с бутафорским привкусом. Такова была её игровая структура. Но то, что прекрасно срабатывало в 60-е, сегодня не достигает цели. Леониду Бичевину Шагал видится честолюбивым и тщеславным человеком, самозабвенно любившим свою малую родину и в то же время мечтавшим вырваться из привычной среды, взлететь над ней. На наших глазах он и улетит ввысь, прихватив в новое далёко всех тех, кого считал нужным.
Малевича сыграл Анатолий Белый, чуть экзальтированно и театрально, как того и требовал режиссёр. Всем, кто предъявляет претензии актёрам, обвиняя их в картонном существовании и вопиющей неправде, Митта отвечает, что во всём виноват сам и именно этого добивался от исполнителей. Дружба Шагала и Малевича в итоге оборачивается враждой. Митта изначально в своём замысле исходил из того, что Шагал и Малевич — диаметрально противоположные фигуры в человеческом плане, по отношению к ученикам. Шагал заботится о своих учениках, как когда-то Михаил Ромм заботился о своих студентах, а Александр Митта — его ученик. Малевич же относится к ним как к солдатам, которые должны пробивать идеи абстрактного искусства.
Александр Митта сказал всё, что мог и как мог, учитывая обстоятельства времени, финансовые возможности, свой личный опыт и возраст. Но, попрощавшись с кинематографом как режиссёр (а Митта — реалист и может трезво оценить ситуацию), он вовсю работает над сценарием об амазонках русского авангарда, которых восторженно принимает мир и которые всё ещё малоизвестны у себя на родине. Их необычный художественный мир напрямую связан с Малевичем. Кто осуществит этот замысел? Пока не знает и сам Александр Митта. Но скорее всего, уже не он.
Светлана Хохрякова