Журнал для регионов
В актовом зале Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся вечер, на котором был представлен выходящий в древнем волжском городе историко-краеведческий журнал нового поколения «Углече поле» (так в древности назывался город Углич и его окрестности). Это одно из тех изданий, которые играют весьма заметную роль в развитии внутреннего туризма в России: именно к ним обращаются и неравнодушные к своему краю местные жители, и заинтересовавшиеся — многие впервые — историей и культурой того или иного города приезжие туристы.
Именно об этом говорилось — пусть чуточку высокопарно — в вышедшем в 2006 году первом номере журнала: «Он был пламенной мечтой угличских краеведов, научных сотрудников музея и историков. Людей, которые трепетно собирают и хранят приметы и заветы как глубокой старины, так и дней недавних, но уже неминуемо втекающих малым ручейком в великую реку истории».
С самого начала с журналом сотрудничали не только самые серьёзные краеведы и научные сотрудники Углича, но и очень хорошие, порой именитые, авторы из Ярославля, такие как Виктор Ерохин и Евгений Ермолин.
Схожие по тематике и весьма разные по объёму и полиграфии журналы начинали издаваться во многих регионах России, но век их был неизменно недолог. Для «Углече поля» ситуация начала меняться в 2010 году, когда журнал получил грант Президента РФ. Это позволило выпустить тематический номер, посвящённый 65-летию Победы, а также более объёмный, нежели все предыдущие, номер, посвящённый истории непосредственно Углича.
«Благодаря энтузиазму сотрудников и при поддержке благотворителей, понимавших ценность и важность просветительского журнала для провинции, “Углече поле” пусть и не регулярно, но всё же выходил, — рассказывает главный редактор журнала Алексей Суслов. — Постепенно к лучшему менялся его дизайн, но ему не хватало объёма. Переломным для нас стал 2012 год: благодаря планомерной финансовой поддержке мы смогли выпустить пять номеров».
Журнал не только приобрёл внушительный объём и тираж (150–160 страниц, тираж 3–4 тысячи экземпляров), но и в корне изменил концепцию, став на втором этапе своего существования просветительским региональным изданием, каждый номер которого тематизирован географически и посвящён городу (Рыбинск, Романов-Борисоглебск — он же пока Тутаев, Углич, Мышкин) или сельскому локусу (Кацкий стан, Вятское).
Журнал старается воссоздать связь прошлого и настоящего, сформулировать новые идеи и смыслы социокультурного развития региона. Он — своего рода творческая социокультурная лаборатория-инкубатор, стимулирующая развитие регионального самосознания.
С тех пор аудитория журнала существенно увеличилась, а формат яркого, красочного и при этом умного журнала для любящей историю читательской аудитории оказался весьма востребованным.
«При этом он не зависит в финансовом отношении ни от рекламодателя, ни от читателей, — отмечает господин Суслов. — Дезорганизованное и граждански малоактивное местное сообщество не в состоянии серьёзно помочь журналу. Успех издания предрешён спонсорской поддержкой просвещённых меценатов, обладающих определённым административным ресурсом, а его потеря неизбежно приведёт к остановке издания».
Георгий Осипов