Рюрик, вписанный в ландшафт

Год российской истории завершён, но «дело его живёт». Ещё в октябре прошлого года «Русский мир» сообщал, что в Старой Ладоге был установлен закладной камень будущего памятника легендарным основателям Российского государства – князьям Рюрику и Олегу. Идея возникла в связи с празднованием в прошлом году 1150-летия российской государственности.
Сейчас в Старой Ладоге, расположенной на берегу Волхова, две тысячи жителей, но когда-то здесь проходил путь «из варяг в греки», и это был один из важнейших торговых и политических центров Руси. Статус города Старая Ладога, основанная в середине VIII века, потеряла лишь в 1703 году. Такое вот село с 1250-летней историей, которое в последние годы называют первой столицей Руси. По одной из версий «Повести временных лет», именно ладожане в 862 году для защиты своих земель пригласили на княжение варяга Рюрика, и здесь же находится могила Вещего Олега.
С 4 по 15 февраля в выставочном зале правительства Ленинградской области проходит выставка проектов памятника, поданных на конкурс. Победитель получит 100 тысяч рублей. Памятник планируется разместить на берегу Волхова, недалеко от староладожской крепости.
На выставке представлены князья во всех видах – конные и пешие, вдвоём и с дружинами, а порой даже вместе с таинственными животными. Так, автор одного из проектов представил Рюрика, едущим на «гиппокампе» – полуконе-полурыбе. В другой композиции Рюрик с дружиной почему-то побеждают водяного змея – символ реки Волхов. Вполне традиционные фигуры воинов в красивых позах сменяются обелисками с загадочными символами. Словом, есть из чего выбрать.
Для губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко Старая Ладога – туристический центр с большим потенциалом. «Есть маленький город Мышкин, где вообразили, что там жил князь Мышкин, и чего там только нет – ресторан "Мышкин", музей "Мышкин", сыр "Мышкин", – заявил он журналистам. – Всё это появилось на пустом месте. А у нас Богом созданное, историческое место, но мы из этого ничего не делаем».
Нет сомнения, что новый памятник станет важным туристическим объектом. Весь вопрос в том, будет ли он представлять художественную ценность. Тот, кто в Старой Ладоге бывал, согласится, что это живописное место предъявляет особые требования. Слишком оно хорошо, и слишком легко его испортить. К местным пейзажам подошёл бы, скорее, камерный памятник. Согласен с этим и заведующий кафедрой в Санкт-Петербургском институте туризма и гостеприимства Константин Англинов. «Старая Ладога – тихое место, где сам пейзаж дышит историей, – цитирует его «Независимая газета». – Её украшают древние монастыри и старинные постройки. Подавлять её очередной огромной конной статуей с вооружённым всадником не нужно. Поэтому лучше выбрать скромный памятный знак, вписанный в ландшафт, где гость или житель может отдохнуть, поразмышлять, испытать положительные эмоции. Лично меня интересует привлекательность Старой Ладоги для туристов. Им надоедает подача нашей истории как истории сплошных войн».
Сложно с этим не согласиться. В России действительно перебор со скульптурным милитаризмом. Стоит вспомнить и о том, что Русь строилась и соединялась ещё и благодаря ремёслам и торговле. Военные же подвиги – лишь оболочка мирной жизни.
Борис Серов