Дина Рубина. Белая голубка Кордовы
Издательство «Эксмо», 2009
«Белая голубка Кордовы» – произведение многослойное. Большое количество героев, разные временные пласты, города и страны, языки и религии. Конечно, не обошлось без околодетективного сюжета, который в финале должен свести все концы с концами и стать мостом для встречи будущего и прошлого. Читать увлекательно, а кому-то может оказаться и познавательно.
Главный герой, Захар Кордовин, в прошлом художник, а ныне искусствовед и эксперт по оценке подлинности произведений искусства. На самом же деле это герой вполне традиционный: плут, мошенник, авантюрист. Он виртуозно подделывает картины, с каждым говорит на своём языке, легко преображается внешне и умеет стрелять. Картины он подделывает не просто ради денег – это для него творчество, диверсия, месть и одновременно служение. И вообще всё не так просто.
А каков собственный язык Кордовина? Он живёт в Израиле, но, конечно, говорит по-русски, родом из Винницы и никогда об этом не забывает. И он, как многие герои Рубиной, завязан на своё прошлое и состоит из прибауток и фразочек своих предков и родственников. Самые колоритные персонажи – тоже русские евреи. А ещё в романе есть Ленинград-Питер, где герой учится в художественной школе при Академии художеств. Война, блокада, холод. Италия, Ватикан, Испания. Прошлое не отпускает, в будущем никакой уверенности, настоящее зыбко, а наш герой замышляет всё новые проекты.
В романе много подробностей, рассказывающих о работе художников и реставраторов. Отец и муж Рубиной – художники, так что она знает, о чём пишет.
«По некоторым окольным сведениям новоиспечённый коллекционер владеет какими-то заводами в Челябинске. Или приисками? И не в Челябинске, а на Чукотке? Бог его знает, не суть важно. Благослови архангел Гавриил всех, кто вкладывает деньги в кусок холста, промазанный казеиновым клеем и покрытый масляными красками».
Вершиной карьеры Захара Кордовина должна стать продажа неизвестной картины Эль Греко, которую он якобы обнаружил и отреставрировал, представителям Святого престола. Но всё опять же будет непросто.
«Белую голубку» можно рассматривать как авантюрный роман (для этого нам предоставляют бойкий сюжет, героя-мошенника и даже пиратов), как семейную хронику, как роман производственный и как детективную историю.
И, конечно, всё это уже было. И про Испанию было, и про человека с выдающимися, даже слегка нереальными способностями, и про случайно встреченных людей, похожих на давно умерших родственников, и про русских в Израиле, и про евреев в Испании, и про семью, про художников, про вещие сны и многое другое. Те, кто регулярно читает Дину Рубину, скажут, что новый роман сложен из узнаваемых кирпичиков, а финал предсказуем. Но кирпичики эти красиво раскрашены, подходят друг к другу и образуют яркую картинку, которая оживает под пристальным взглядом.
Иван Тарбутов