Вячеслав Никонов: БРИКС — серьёзный вызов западному доминированию
Александр Краснов21.03.2014
На этой неделе в Бразилии проходит VI Академический форум БРИКС, в работе которого принимает участие председатель правления Национального комитета по исследованию БРИКС, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов (фонд «Русский мир» является соучредителем НКИ БРИКС). Российский политолог отметил, что, хотя вопросы, связанные с событиями на Украине и присоединением Крыма к России, официально не обсуждаются на форуме, позиция России пользуется здесь поддержкой и пониманием.
— В Рио-де-Жанейро состоялся VI Академический форум БРИКС. Экспертный форум в Рио-де-Жанейро стал уже шестым по счёту. Как Вы оцениваете прогресс и будущее этого блока?
— Конечно, есть такое выражение — «никогда не говори никогда». Но пока БРИКС только укрепляется, при всех разговорах о том, что он может распасться или кто-то кого-то будет исключать. На самом деле, это полная ерунда, связанная с тем, что на Западе опасаются этого формата. Это всё-таки пять государств, на долю которых приходится 43 % населения планеты. Это серьёзный противовес кому угодно, и это сила, которая может очень громко о себе заявить, если будет действовать согласованно.
— Тем не менее различия в подходах к ряду проблем среди членов БРИКС сохраняются.
— Да, это не какой-то монолитный блок, у каждой страны свои интересы. Но каждая из этих стран представляет центр цивилизационного притяжения, за ними стоят ещё целые континенты. И поэтому на Западе делается всё, чтобы БРИКС либо опорочить, либо ослабить. В западных СМИ идёт кампания не только против многих стран БРИКС, но и против самого формата, потому что он представляет серьёзный вызов западному доминированию.
— Некоторые из стран блока, например Россия и Китай, исторически и территориально больше связаны между собой, имеют более крепкие связи. Как уравновесить ситуацию?
— Естественно, в отношениях нет полной симметрии. У кого-то более тесные связи, у кого-то — менее тесные. Я напомню, что БРИКС исторически предшествовал формат РИК (Россия, Индия и Китай), который предложил в своё время Евгений Примаков, — так называемый примаковский треугольник. В этом треугольнике было сделано изначально гораздо больше. Но был и другой треугольник, который тоже существовал и назывался IBSA (англ. сокращение — Индия, Бразилия, ЮАР. — Прим. ред.). В данном случае Индия выступила связующим звеном между этими объединениями, и в итоге появился БРИКС. Поэтому какие-то страны имеют более тесные исторические, экономические связи, другие — меньше, но это никак не мешает сотрудничеству.
— Если проследить эволюцию с 2008 года, есть ли движение вперёд, прогресс? Если да, то в чём?
— В 2008 году вообще ещё не было ничего, не было БРИКC. После этого он был создан, затем расширился, а затем в какой-то степени формализовался. Конечно, нет штаб-квартиры БРИКС, это организация достаточно неформальная, координируется шерпами и не имеет собственной бюрократии. Но сейчас уже существует больше 25 форматов взаимодействия, начиная от ежегодных саммитов лидеров, на разных уровнях. Это огромная ткань сотрудничества, которая действительно существует и связывает страны друг с другом.
— Была ли затронута тема Украины и Крыма на VI Академическом форуме стран БРИКС?
— В качестве отдельной темы в Рио-де-Жанейро Украина и Крым не обсуждались, но в кулуарах, поверьте, это тема номер один. Все эксперты прекрасно понимают, что происходит, потому что представляют страны, имеющие долгий опыт общения с Россией и с западными государствами. Они прекрасно понимают, что речь идёт о серьёзной американской геополитической операции, которая привела к власти нынешнее правительство в Киеве. Мало кто здесь считает легитимным это правительство. Зато здесь существует понимание того, что Россия вправе спросить мнение жителей Крыма о том, где они хотят жить, потому что право нации на самоопределение считается одним из важнейших для каждого государства.
Позиция экспертного сообщества стран БРИКС такая, что, коль скоро вопрос решается мирно и в соответствии с волей народа, Россия вправе делать то, что она делает.
Все страны имеют свои скелеты в шкафу, связанные с территориальной целостностью и правом на самоопределение, практически везде есть какие-то проблемы с национальными меньшинствами. И, кроме того, у каждой страны есть свои отношения с Западом и с Соединёнными Штатами Америки. Поэтому публично все страны БРИКС занимают достаточно осторожную позицию по вопросу Крыма. Но по крайней мере на экспертном уровне все понимают, что происходит, и ни в коем случае не готовы Россию в чём-то упрекать.
— Нам стало известно о Вашем предложении провести следующий академический форум БРИКС в Ялте.
— В следующем году очередь России принимать саммит БРИКС и сопутствующий академический форум, и я уже предложил партнёрам в качестве возможного варианта Ялту, и эта идея с интересом была воспринята. Если речь идёт о новом мировом порядке, то его можно создавать в таких символических местах. Я, естественно, в полушутливой форме это предложил, но это было воспринято серьёзно. Во всяком случае, я не встретил ни от кого возражений. Наоборот, всем эта идея понравилась.
Источник: «Голос России»