Людовит Гайдук: Спрос на русский язык у словаков прагматичный
Русские школы существуют во многих странах мира. Русская диаспора разветвлена и присутствует на всех континентах. Однако вряд ли стоит говорить о том, что ниша русскоязычного образования, даже в виде школ выходного дня, заполнена. Русских школ катастрофически не хватает, поэтому любую новую инициативу, связанную с русскоязычным образованием за рубежом, можно только приветствовать. Об открытой в Словакии в начале 2013 года школе русского языка «Чебурашка» в интервью порталу «Русский мир» рассказывает директор Русского центра при Панъевропейском университете в Братиславе Людовит Гайдук.
– Русский центр находится при Панъевропейском университете, где и без школы «Чебурашка» преподаётся русский язык. Зачем ещё одна школа русского языка?
– В университете русский язык преподаётся с 2004 года. Его изучают студенты юридического, филологического, психологического и бизнес-факультетов. Также мы ещё ведём курсы русского языка, литературы и культуры для вузовских преподавателей и учителей специализированных школ. Они повышают их языковую квалификацию. В этих звеньях некоторое время отсутствовало такое наполнение, как школа для самых маленьких и тех, кто хочет учить русский язык, что называется, с нуля. И вот 13 января 2013 года при Русском центре в Панъевропейском университете открылась школа выходного дня «Чебурашка». Теперь здесь представлен полный цикл изучения русского языка и культуры.
– Но ведь «Чебурашка» позиционирует себя как школа для детей российских соотечественников в Словакии.
– Именно. Но вход в неё открыт для всех желающих. Желающие среди словаков есть.
– У словаков есть интерес к русскому языку?
– Растёт год от года. Спрос на него вполне прагматичный – русский язык учат те, кому он нужен профессионально: филологи, бизнесмены, юристы и учёные. В 2004 году на момент открытия Панъевропейского университета у нас было 18 студентов-русистов, сегодня – 51. Их число растёт по мере укрепления деловых отношений двух стран.
– То есть россиян много в Словакии, если для их детей пришлось открывать школу?
– По официальной статистике, у нас проживают примерно 3 тысячи россиян. До половины из них имеют гражданство Словакии. Большинство россиян живут поблизости от нашей школы – в Братиславском, Прешовском и Кошицком краях. Поэтому по выходным школа заполняется основательно. Кстати, школа заработала до её официального открытия, когда в 2011 году в рамках дискуссии Международного форума русистов «Братиславские встречи» известные учёные-филологи – Александр Сомов из Панъевропейского университета и профессор Виктор Бердичевски из Вены – предложили такую школу создать. Точнее, официально открыть, поскольку неофициально, правда, эпизодически, реже раза в месяц, когда были помещения и имели время преподаватели, она работала с 2010 года.
– А теперь?
– Каждые субботу и воскресенье. И для всех. Ведь в условиях европейского интеркультурного образовательного пространства надо изучать разные европейские языки, включая русский. Русским, оторванным от родины, – чтобы сохранить свою языковую и культурную идентичность, словакам – прежде всего, для адаптации к мультикультурной среде ЕС. В современной Европе есть известный девиз: «Единство в разнообразии». Он нацелен на важность признания самобытности каждой из культур. Поэтому мы считаем, что нашим детям надо изучать русский язык. Опять же общие славянские корни русских и словаков – ещё один плюс для тех, кто хочет изучать русский язык и культуру.
– Я обратила внимание, если русский медленно со словаком говорит на русском, а словак с русским – на словацком, то можно процентов на 75 понять друг друга. Чем Вы объясните этот феномен?
– Наверное, я должен сказать: общими старославянскими корнями, но я так не скажу. У меня другое мнение: лёгкость взаимопонимания из-за общих славянских корней – это первое впечатление. Оно верное, но несколько наивное и поверхностное. Действительно, на бытовом уровне понимание, о котором вы говорите, при желании относительно легко достижимо. Но более интенсивное общение, увы, таким методом невозможно. Наши языки впитали слишком много разных заимствований, чтобы, общаясь на родных языках, понимать друг друга. Так что учить язык друг друга, чтобы понимать друг друга, – это нормальная европейская норма. Кстати, в школе «Чебурашка» упор делается именно на работу с детьми – это изучение русского языка, литературы, культуры, истории. Пока основной лектор – Марина Зверева, она россиянка, живёт в Братиславе. Мы сформировали группы по пять-шесть детей с разной степенью погружения в русский язык. Со временем как лекторов, так и групп, кстати, в разных городах, будет больше.
– Зачем родители россиян-соотечественников тоже будут изучать русский язык? И как – они тоже сядут за парту?
– За парту, чтобы учить русский язык, – нет. За неё, если захотят, могут сесть родители словацких детей. А родители русских детей могут сесть за парту, чтобы учить словацкий язык. Ведь мы планируем проведение различных культурных мероприятий как на русском, так и на словацком языках. Такое своеобразное проведение совместных уроков детей с родителями подразумевает, что родители и дети могут учиться друг у друга. Ведь если русские дети легко освоили словацкий язык, то их родители – нет. То же можно сказать о словацких родителях. Вот мы и хотим проводить тематические лекции и вечера, или, как говорят русские, «посиделки», где бы формировались языковые знания по актуальным для родителей проблемам интеграции и билингвизма. Есть у нас в этом смысле «русская идея» – сделать традицией чаепития по субботам или воскресеньям в 17:00 и приглашать на них известных людей из Словакии и России.
– Что это за история или слух о том, будто премьер-министр Словакии Роберт Фицо нашёл кошелёк нового русского? Это быль или правда?
– Про кошелёк – чистая правда. Премьер совершал утреннюю пробежку по набережной Дуная и нашёл бумажник, полный денег и кредитных карт. В «Твиттере» он выложил информацию: «Владелец может забрать кошелёк в приёмной правительства». Блогеры сразу же распространили версию о том, что это мог быть запас некоего богатого русского. Хотя хозяин кошелька так и остался инкогнито. А вот премьеру досталось. Брошенный бумажник не только блогеру – любому словаку кажется фантастикой. По уровню доходов на душу населения страна в ЕС занимает второе место с конца. Вот острословы и заявляют, что разбрасываться кредитками может позволить себе далеко не каждый словак. Разве что он премьер-министр.
Беседовала Анна Лощихина