Протоиерей Всеволод Чаплин: Модернизация должна иметь нравственное измерение
Опубликованный на сайте Национального института развития современной идеологии доклад «Нравственная основа модернизации» вызвал довольно широкий неблагоприятный отклик в российских СМИ, впрочем, как и многое в последнее время, что так или иначе касается роли Православной церкви в обществе. В докладе, в частности, утверждается, что «успешное проведение системных реформ, развитие корпоративной культуры и рост национального благосостояния напрямую связаны с сохранением прочного ценностного фундамента общества. В России в его основе лежит этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу». Кроме того, патриотизм объявляется «гражданской религией современного общества», то есть «"главной волей" верующих людей в общественной жизни, обеспечивая моральные основы государственной политики». Несмотря на религиозную риторику, к самой РПЦ доклад прямого отношения не имеет. Аналитический материал экспертов НИРСИ подготовлен к заседанию Центра социально-консервативной политики партии «Единая Россия». На нашем сайте мы уже опубликовали довольно критическую статью Михаила Пироговского, посвящённую материалу экспертов НИРСИ. Однако это лишь один из возможных взглядов на проблему. Прокомментировать некоторые положения доклада мы также попросили председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина.
– Авторы доклада говорят о «нравственной основе модернизации». Модернизация – это, в общем-то, технический термин для обозначения некоторых технологических изменений, которые должны произойти в российской экономике. Должна ли вообще модернизация иметь нравственное измерение? Нужно ли сопрягать два этих понятия?
– Модернизация должна иметь нравственное измерение, потому что ни экономика, ни политика не будут успешны, если не имеют нравственного измерения. Более того, политика и экономика без нравственной основы – это путь к гибели, и мы это хорошо знаем и по экономическим кризисам, и по истории человеконенавистнических политических режимов. Любая сфера человеческой деятельности, если она оторвана от нравственного чувства, ведёт к разрушению и смерти. И мы это очень хорошо знаем.
Святейший Патриарх Кирилл много раз говорил о том, что модернизация должна быть сопряжена с нашей духовной и нравственной традицией. Без этого она будет обречена на неуспех. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их воли, и нельзя отрывать модернизационные усилия от понимания того народа, который должен эту модернизацию осуществить.
Мы знаем, что в истории России попытки модернизации через ломку национальной традиции обошлись большими жертвами. История вернулась на круги своя. Те, кто пытался осуществить модернизацию вопреки желаниям людей, оказались вписанными в историю с отрицательным знаком.
– Утверждая, что по Конституции у нас не может быть государственной идеологии, авторы тем не менее фактически предлагают таковую сформулировать. Нужна ли нам государственная идеология?
– Вы понимаете, речь ведь идёт не об идеологии. Идеология, с моей точки зрения, это политическая доктрина, и их в обществе может быть много. Есть разные интерпретации истории, разный взгляд на политику, разные концепции будущего. Базовые национальные ценности – это не идеология, это то, что представляем собой мы как сообщество людей, живущих в России. Есть ценности, которые я бы считал бесспорными, даже если их не разделяет какая-то группа интеллектуалов. Это народное единство, внимание не только к материальной, но и духовной стороне жизни, и готовность к служению своему народу и самопожертвованию. Это не идеология – это ценности, без которых человек и общество вряд ли смогут прожить больше пятидесяти лет, и поэтому они, как мне кажется, должны быть объявлены бесспорными.
– Таким образом, заниматься разработкой государственной идеологии не нужно?
– Если говорить об этих ценностях, они должны быть частью не только одной партийной программы, их должны принять все партии, как правящие, так и оппозиционные.
– Один из разделов доклада называется «Патриотизм – это гражданская религия современного общества». Так, его авторы полагают, что патриотизм должен быть важнейшей основой нравственности современного человека. Вы согласны с такой формулировкой?
– Патриотизм – это одна из нравственных ценностей, может быть, даже не самая главная, но она должна присутствовать в жизни любого общества, которое хочет иметь будущее. Мне не нравятся слова «гражданская религия». Я считаю это выражение оксюмороном, при всём уважении к разработчикам доклада. Тем не менее идея патриотизма свойственна всем нормальным религиям, она свойственна гражданскому сознанию и может стать одной из объединяющих идей для людей, принадлежащих к разным верам, и неверующих.
Также по теме: Михаил Пироговский. Бремя поддержания духа