Олег Косенко: Социальное государство отвечает за всех жителей страны
С руководителем Центра теории социального государства Академии труда и социальных отношений (АТиСО) Олегом Ивановичем Косенко мы познакомились во время подведения итогов V Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава» в Москве. О. И. Косенко – доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления социальными процессами, действительный член Российской академии социальных наук, автор многочисленных научных работ по теории и истории становления социального государства в России. В своём выступлении на круглом столе «Возможна ли инновационная социальная политика?» он говорил о необходимости принятия на государственном уровне Концепции социального государства Российской Федерации, уже разработанной в АТиСО и представленной президентам РФ В. В. Путину и Д. А. Медведеву. В настоящее время центр, возглавляемый О. И. Косенко, исследует процесс становления социального государства в России. Спустя некоторое время мы решили вернуться к этой теме и попросили Олега Ивановича прокомментировать высказанные им идеи для читателей нашего сайта.
– Согласно Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Понятно, что в основном законе рисуется лишь идеал, к которому следует стремиться, и государства всеобщего благосостояния у нас пока нет. Олег Иванович, что, по вашему мнению, необходимо сделать в России, чтобы приблизиться к этому идеалу?
– Прежде всего, нужно заложить основу социального государства, которой должен стать социально ответственный бизнес, сам осуществляющий корпоративную социальную политику. Социально ответственный бизнес – это бизнес-структуры, на Западе сегодня имеющие уже солидные традиции. Там нет ни одной компании, которая бы имела высокий рейтинг и не была социально ответственной. Социальные вопросы в таких структурах решаются систематически и регулярно, эти компании умеют сочетать экономическую и социальную эффективность. Развитые страны представляют собой образец того, как нужно формировать человеческий капитал, который сегодня даже важнее финансового, потому что это основа инновационной экономики.
Мы провели исследование – в России только крупные компании делают первые шажки в направлении социальной ответственности. При этом на Западе оценивают не просто расходы на социальные нужды, а то, что в результате изменилось: как идёт повышение квалификации, как происходит движение по карьерной лестнице, какова корпоративная пенсионная система.
Многое зависит тут от государства: оно должно создавать такие условия, чтобы бизнесу было выгодно быть социально ответственным – с помощью налоговой политики или раздавая долгосрочные государственные заказы, а также информационно, постоянно подчёркивая преимущества социально ориентированных компаний.
Сегодня Торгово-промышленная палата пытается этим заниматься. Каждый год она подводит итоги и объявляет лучшие социально ответственные компании. Однако до сих пор у нас всё это делается добровольно, в то время как во многих западных странах – в Канаде, во Франции и т. д. – это давно уже обязательно. Там каждый год компании наряду с финансовым сдают и социальный отчёт, в котором должны содержаться данные о том, что сделано не только для работников этих предприятий, но и в отношении населения тех регионов, в которых они расположены. Социально ответственный бизнес надо поощрять, потому что иначе не будет никакой инновационной экономики, у нас не появится никакого человеческого капитала.
– Что ещё должно быть сделано для создания социального государства в России?
– Другой основой является соответствующая правовая политика – социальное законодательство. В России действуют две с лишним тысячи таких законов, однако, по результатам проведённого нашим центром исследования, 80 % из них не работают. Мы заказывали экспертизу нашего социального законодательства у одной иностранной компании, и она показала, что большинство наших законов не работает потому, что в них нет очень важной составляющей – не обозначена ответственность за нарушение. Нужны не отсылочные нормы, как сейчас, когда за невыполнение закона грозит применение уголовного законодательства, а нужно в каждом законе конкретно прописывать грозящую за его несоблюдение ответственность, кроме того, следует ввести пункты о возможном поощрении за выполнение закона.
Важной основой социального государства должно стать развитое гражданское общество, которое на законном основании способно проводить общественный контроль. Общественные организации должны давать оценку действиям государственных органов.
– Какие инструменты оценки вы считаете наиболее эффективными?
– Существуют международные показатели: доля заработной платы в ВВП; количество ВВП на душу населения; коэффициент Джини – показывает фактическое распределение доходов в стране (соотношение богатых и бедных), у нас он сейчас равен 18, на Западе – 8-10 максимум; доля государственных расходов на социальную защиту (должно быть не менее 40); показатели грамотности, количества осуждённых и т. д. Все эти статистические показатели очень важны. Если мы введём эти индикаторы оценки социальности государства, тогда наше гражданское общество сможет оценивать, как государство работает. В законах нужно обязательно прописать, по каким социальным показателям и как часто должно отчитываться государство и его представители. Подобные отчёты должны быть не менее важными, чем собственно экономические.
Таких показателей существует множество, много предоставляет их Международная организация труда. В 2009 году Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию – в ней также записаны чёткие критерии оценки. Только что наш центр провёл исследование, согласно которому по всем этим показателям мы отстаём в 1,5–2 раза от всех европейских стран, в том числе от бывших социалистических государств.
Главный признак социального государства – это обеспечение высокого благосостояния всех членов общества. Государство, по идее, отвечает за всех – и за сирот, и за бомжей. Введение системы индикаторов позволит общественным организациям определять, какие изменения происходят в социальной сфере, и таким образом оценивать работу государства.
Беседовал Борис Серов