EN
 / Главная / Публикации / Олимпийский чемпион Александр Ширшов: У спорта в России – студенческое будущее

Олимпийский чемпион Александр Ширшов: У спорта в России – студенческое будущее

09.09.2011

В конце августа в китайском городе Шэньжэнь завершилась XXVI Всемирная летняя Универсиада. Сборная России заняла второе общекомандное место, завоевав 132 медали: 42 золотых, 45 серебряных и 45 бронзовых. Лучше наших студентов выступили лишь китайцы. Что дало возможность рассуждать о том, что через два года, в домашних стенах гостеприимной Казани, российские студенты смогут отобрать у Китая пальму общекомандного первенства.

Хотелось бы верить…

К сожалению, о сегодняшнем состоянии студенческого спорта в России принято рассуждать лишь в контексте анализа выступлений на очередной Универсиаде. Подобный подход уместен лишь в виде бюрократического отчёта. И вовсе не отражает реальной ситуации с развитием спорта в высших учебных заведениях страны.

В качестве эксперта «Русский мир» пригласил поучаствовать в разговоре заслуженного мастера спорта, олимпийского чемпиона по фехтованию, тренера, подготовившего плеяду молодых чемпионов и призёров российских и международных турниров Александра Сергеевича Ширшова.

– Александр Сергеевич, как ваши ученики выступили в Китае?

– Не слишком удачно. К сожалению, мужская команда саблистов России, в составе которой фехтовал Камиль Ибрагимов, мой ученик, не смогла пробиться в число призёров. Это обидно, потому что спортсмен – это воин. А воину нужно одерживать победы. Особенно в столь юном возрасте. С другой стороны, результатом Камиля в этом сезоне я отчасти удовлетворён. Меня, признаюсь, сейчас волнуют даже не его результаты, а психологические моменты. Поражения – тоже часть подготовки. Уметь проиграть и сделать выводы, чтобы потом побеждать, – одно из фундаментальных правил фехтования.

– Сегодня хотелось бы узнать ваше мнение о системе студенческого спорта в России. Вас она удовлетворяет? Или Универсиала – это соревнование для «галочки» в отчётах спортивных чиновников. Совершенно очевидно, что в составе студенческих сборных России по разным видам спорта большинство – студенты (так называемые) институтов и академий физической культуры. То есть профессионалы, которым легко состязаться с коллегами из Гарварда или Оксфорда, реально получающими знания и тренирующимися лишь в моменты студенческого досуга…

– Я бы не стал оценивать, вернее – недооценивать, ни спортивную составляющую, ни учебный процесс студентов-спортсменов из России. Но и пребывать в благодушном настроении я бы не стал. Вообще, говорить о развитии спорта в российских вузах, опираясь на результаты Универсиады, неправильно. Универсиада, образно говоря, это вершина айсберга. У которого, по теории, 5/6 должно находиться под водой…

– В России, на мой взгляд, айсберг из пенопласта – все достижения наверху…

– Сравнение слишком сильное и обидное для многих специалистов, занимающихся ежедневной работой в спортивных залах институтов и университетов. Но у столь резкой и негативной оценки есть и своя причина. Действительно, результатам студенческого спорта у нас уделяется больше внимания, чем процессу. А это неправильно…

Зарубежный опыт – и, в частности, опыт Соединённых Штатов Америки, где мне довелось некоторое время поработать тренером, – показывает, что спорт в высших учебных заведениях развит и организован. Более того, этот опыт показывает, что занятия большим спортом и успешные выступления на крупных соревнованиях вполне совместимы с учёбой. У нас не любят приводить примеры США, но в Штатах спорт является настоящим увлечением огромного количества молодых людей. И в нашей стране мы должны создать ситуацию, когда спорт будет задавать очень правильный, здоровый вектор развития личности молодого человека, станет пространством, в котором молодёжь будет учиться строить позитивные отношения в коллективе, сообща трудиться для достижения успеха. Ведь роль спорта в жизни общества и воспитании молодёжи колоссальна, её нельзя недооценивать. Спорт формирует деятельное отношение к таким понятиям, как патриотизм, честь и честная борьба, влияет на «правила игры», которые устанавливаются в обществе.

– Это, согласитесь, настолько общий момент, что кажется банальщиной…

– Не соглашусь, потому что наблюдаю ситуацию изнутри. Вам кажется, что система подготовки спортсмена от первых шагов в секции до медали Универсиады существует? Увы, это не так! Так было в советское время, но тот комплексный подход ушёл вместе с Советским Союзом. Советская система сдана в архив. При этом лучшие её стороны не использованы.

– Теперь уже вы «перебираете» в негативности оценки…

– Хотелось бы! Отодвинем в сторону систему высшего образования специализированных вузов – тех, что у нас называют «институтами физкультуры». Вот пример из области фехтования. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова НЕ ИМЕЕТ собственной секции фехтования.

– Не может быть! Я, учась в МГУ, занимался саблей в спортивном зале факультета журналистики…

– А теперь там ЗА ДЕНЬГИ арендуют зал то ли представители ИСТОРИЧЕСКОГО фехтования, то ли АРТИСТИЧЕСКОГО. Я считаю, что это неправильно, ведь фехтование – один из немногих видов спорта, который был представлен в программе всех Олимпийских игр современности. Историческое и артистическое фехтование – это производные от нашего вида. Быть может, стоит расставить эти приоритеты.

Между прочим, американские университеты «Лиги плюща» с этого года резервируют места для лучших фехтовальщиков. То есть Гарвард и Йелль ведут регулярный поиск талантливых спортсменов, буквально заманивают их к себе, предоставляя стипендии, освобождая от платы за образование. А это – сотни тысяч долларов.

Теперь возьмём моих учеников. Все мои ребята – саблисты. Итак:

Камиль Ибрагимов:
чемпион мира и Европы среди кадетов в личных соревнованиях;
чемпион Европы в командных соревнованиях;
двукратный победитель первенств России среди кадетов;
победитель первенства России среди юниоров в личных соревнованиях;
победитель Спартакиады школьников в личных соревнованиях.

Иван Гаврилов:
чемпион Европы среди кадетов в командных соревнованиях;
чемпион России среди кадетов в командных соревнованиях;
серебряный призёр первенства России среди кадетов в личных соревнованиях.

Максим Ботезату:
бронзовый призёр первенства Европы среди юниоров в личных соревнованиях;
двукратный чемпион России среди юниоров в личных соревнованиях.

Александр Филатов:
серебряный призёр первенства России среди юниоров в личных соревнованиях;
победитель одного из этапов Кубка мира среди юниоров;
серебряный призёр Спартакиады школьников.

Алина Мещерякова:
серебряный призёр первенства России среди юниоров в командных соревнованиях;
серебряный призер этапа Кубка мира среди юниоров в личных соревнованиях.

В теории они должны выбирать, в каком вузе им учиться, правильно? А на деле…

– То есть вместе с преференциями для абитуриентов – победителей научных олимпиад вузы должны бороться и за спортсменов?

– Именно! Ведь студенты того или иного университета, участвующие в Универсиадах или Олимпиадах, – это дополнительная реклама вузу. У нас в стране есть многое для того, чтобы сформировать систему интенсивного развития кадетского, юниорского, студенческого и в целом молодёжного спорта. Есть прекрасные спортивные традиции и достижения. Есть отличные тренеры и спортивные школы. Однако есть и проблемы, которые не позволяют использовать накопленный потенциал в полной мере.

Одна из таких проблем – недостаточное взаимопонимание между спортивными школами и клубами (где, собственно, и развивается массовый спорт), с одной стороны, и предпринимателями, которые готовы помогать такому развитию, – с другой. И государство, и спонсоры, как правило, готовы вкладывать средства лишь в те клубы и в тех отдельных спортсменов, которые уже находятся в зените славы. Но спортсмен должен прежде добраться до этой вершины. По собственному опыту знаю, что на это уходят годы упорного труда. Труда как самих молодых спортсменов, так и их тренеров. И людей, которые своими усилиями обеспечивают процесс подготовки спортсменов. Это большая работа. В нынешних условиях она требует значительных финансовых затрат.

Есть ли выход из этой ситуации? Думаю, да. Это тема отдельного разговора. Но образование тоже можно рассматривать, как материальное вознаграждение. Ты занимаешься спортом, родители оплачивают эти занятия. Зачем? Затем, чтобы сэкономить на обучении.

Я точно знаю, что Школу воина, которую я мечтаю создать на базе отделения фехтования нашей детско-юношеской спортшколы, будут называть «школой Ширшова». Или «ширшовской школой». И у неё должно быть продолжение в виде вузовских программ.

– Ваша Школа воина имела аналоги в прошлой системе спортивной подготовки? Какой есть аналог сегодня?

– Если говорить о советском времени, то многие знают о существовании так называемых спортивных интернатов. Я, к слову сказать, в последних классах средней школы учился именно в спортивном интернате Москвы. Ведь дело в том, что спортсмен начинает показывать свои первые результаты, именно когда ему предстоит и окончание средней школы, и поступление в институт. Я думаю, что интернаты задумывались как учебные заведения, где спортсменам помогут учиться и тренироваться. Но, скажу откровенно, учёбе тогда в спортивном интернате уделялось слишком мало времени. Вернее сказать, не учёбе, а её качеству.

Конечно, юному спортсмену сложнее воспринимать слова учителя. Он, хоть и маленький, но уже личность в большей степени, чем его сверстник. Поэтому он чётко чувствует грань, где обучают его от души, а где…Ну если не для галочки, то явно намекая на то, что важнее – тренировки. Потому и тренер, человек, отдающий часть себя ученику, спортсмену был ближе. Почему тогда учителя обычных предметов не искали к нам индивидуального подхода?

Я сам убедился: ребёнок никогда не простит лжи. Не простит, если ты будешь делать дело неискренне. Дети видят всё. А подростки – тем более.

Так вот и хочется создать комплексную школу, где подросток – завтрашний студент – сможет получать весь комплекс знаний. И спортивных, и академических. И – жизненных. В конце концов, почему у нас забыты такие предметы, как танцы, почему не преподаются правила хорошего тона? Почему невозможно даже за большие деньги нанять преподавателя по устной речи? Всё это будет необходимо и спортсмену, и студенту. И выпускнику вуза. Более того, сегодня он воспользуется полученными знаниями в области фехтования. А завтра – риторики или ораторского мастерства.

– Почему тогда Школа воина? Нет ли излишнего милитаризма?

– Боевые искусства сами по себе весьма привлекательны. Но если кто хоть чуточку знаком, скажем, с восточными традициями, знает, насколько комплексный подход был в обучении воина. А Александр Сергеевич Пушкин, между прочим, имел лишь две безусловные пятёрки. По французскому и по фехтованию. Это я опять ищу аналоги своей Школы воина в истории России.

Заметьте, великий Пушкин выделялся среди сверстников умением фехтовать. А позднее раскрылся в искусстве. Но кто-то рискнёт упрекнуть директора лицея в том, что он заставлял гения не только грызть перья, но и набивать мозоли в гимнастическом зале?!

– То есть спорт должен стать полноправной составляющей имиджа вуза. Условно говоря: среди наших выпускников и Нобелевские лауреаты, и победители Универсиад…

– Именно. К сожалению, зрелищности студенческого спорта у нас уделяется мало внимания. Из спортсменов-студентов не принято «лепить» героев, хотя они таковые и есть. Они пример для студенческой массы. Мало того что учатся хорошо – это главное, но, помимо этого, и славу своему университету приносят.

Тема зрелищности напрямую связана с предстоящей Универсиадой в Казани. Чтобы она стала привлекательным объектом для инвестиций, её организаторам придётся фактически с нуля создавать привлекательный бренд. Потому что у универсиад бренда нет, он есть только у Олимпиад. У Всемирных студенческих игр нет лица, нет изюминки, нет интересной легенды. Я сам участвовал в Универсиадах и могу сказать, что участвуют в них обычно спортсмены второго, а то и третьего эшелонов мирового спорта. Добрая традиция посылать на Универсиады спортсменов высокого класса сохранилась только у нас, в России. Остальные включают в свои составы звёзд первой величины лишь от случая к случаю.

Надо, чтобы состязания по всем видам спорта, включённым в программу Универсиады, были интересны и зрителям, и спонсорам, и болельщикам. Все предстоящие перемены, однако, надо проводить очень вдумчиво  и осторожно. Мы должны менять облик российского спорта на основе лучших традиций, которые были выработаны ещё в советские времена. Однако откладывать назревшие перемены в студенческом спорте нельзя. Да и незачем. Если здоровые идеи уже рождаются, если они витают в воздухе, то надо их активно обсуждать, находить модели и способы реализации – и приступать к делу.

Беседовал Андрей Морозов

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева