Сергей Маскевич: Конкуренция за умы должна быть позитивной

О том, почему на рынке образовательных услуг СНГ неизбежна конкуренция за студенчество между Белоруссией, Россией и Украиной, как такое соперничество сделать позитивным и когда взаимное признание дипломов в странах Содружества станет реальным, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает министр образования Белоруссии Сергей Маскевич.
– Сергей Александрович, в 2011 году в Сетевой университет СНГ три страны – Киргизия, Таджикистан и Казахстан – увеличили свои квоты. А у Белоруссии какая тактика? Вы будете увеличивать квоты или будете делать упор на то, чтобы самим принимать студентов?
– Мы и квоты будем для желающих увеличивать, и к нам приглашать большее число студентов из стран Содружества, чем раньше. Это наша стратегическая линия. О квотах для магистров сейчас ведём переговоры. Что же касается приглашения студентов в республику, то пока активнее всех своё представительство в белорусских вузах намерен расширить Таджикистан.
– А по каким правилам – Таджикистана, Белоруссии или европейского «Болонского процесса» – вы принимаете студентов?
– Для развития интеграции гораздо эффективнее принимать студентов на условиях своей страны или страны обучения. Но не только принимать. Мы открываем филиалы белорусских факультетов или вузов в странах-партнёрах. В 2011-м подписали договор с Таджикистаном на основе двусторонних связей между университетами Минска и Душанбе. Но эта модель работает тогда, когда вузы определяют потребности состав и пропорции студентов по разным специальностям – в соответствии с потребностями экономики конкретной страны и даже региона. Чтобы потом молодой специалист не был безработным или ещё хуже – каким-нибудь тысячным в очереди на вакансию юриста.
– Как введение и развитие ЕГЭ в России, Казахстане, на Украине и отказ от ЕГЭ в Белоруссии отражается на шансе для жителей стран СНГ поступать в белорусские вузы?
– Если человек едет учиться в Англию или США, он должен сдавать те экзамены, которые требуется сдавать при приёме в вузы этих стран. Как российские вузы при приёме иностранцев, так и белорусские, организуют дополнительные курсы подготовки абитуриентов, что логично. С Россией и Казахстаном, не говоря о других странах СНГ, у нас разные системы высшей школы. Будет ли больше совпадений – идут обсуждения и переговоры. Россия вместе с Украиной, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном и Белоруссией вошла в «Болонский процесс», что делает курс на унификацию наших образовательных пространств ожидаемым. Полагаю, интеграция ведёт нас к взаимному признанию дипломов и возможности выбирать место учёбы.
– Минск предпочитает двусторонние – между странами и вузами – контракты или сотрудничество в рамках Сетевого университета СНГ?
– Все варианты сотрудничества. Но принцип Сетевого университета в реализации труднее организационно, он гораздо больше требует согласований. Поэтому мы предпочитаем развивать более локальные и потому мобильные двусторонние отношения, но и проект Сетевого университета нам интересен. Разумеется, сетевые образовательные проекты нужны как модельные, но для них важно, чтобы под них были созданы и работали интеграционные образовательные и бизнес-структуры. Особенно для ключевых отраслей экономики. То есть предприятиям, работающим с участием капитала многих стран, нужна свежая кровь в лице молодых специалистов. Другое дело, что надо готовить не вообще специалистов для конкретной отрасли – этого уже не достаточно. Нужны профильные специалисты, спрос на которых каждые два-три года меняется в зависимости от стагнации или роста отрасли. Всё это надо учитывать оперативно. И гибко. Пока этого нет или почти нет. Пожалуй, это главная сложность текущего момента. Другая – организационная сложность. Нам нужно искать партнёров для вузов в бизнес-среде. Чтобы с работодателем постепенно налаживалось равноправное сотрудничество.
– Международные студенческие программы будут преподаваться на русском языке или языке страны обучения?
– Перспективную стратегию выбрал Сетевой университет СНГ. Он работает как транснациональная структура, поэтому готовит специалистов не только на русском – языке межнационального общения, но планирует преподавание и на английском. На мой взгляд, это дальновидно и обязательно: это увеличивает шансы на то, что наши специалисты будут конкурентоспособны на международном рынке. Причём нужно учить не просто разговорному английскому или русскому, а с учётом специалитета: если это медицинский факультет – с изучением современной медицинской и фармацевтической терминологии, если технический – технических терминов и т. д. Вот если Сетевой университет СНГ будет подпитываться такими магистерскими программами, то да, у него будет и конкурентное преимущество, и лидерство на рынке образования. Но для этого нужна востребованность экономиками СНГ специалистов для транснациональных компаний и корпораций. Для чего, соответственно, нам надо укреплять экономические связи. Если же востребованность останется на уровне культурных и гуманитарных контактов, это несущественное вливание как в образовательную отрасль, так и – главное – в экономику. Если мы сначала дадим людям образование, а потом начнём думать, куда их деть, а такая угроза остаётся, то контакты и их смысл сойдут на нет.
– Двусторонние образовательные проекты могут стать элементом конкуренции за студентов и шире – за рынок образования – между Белоруссией, Украиной и Россией?
– Элемент конкуренции есть. Есть целый ряд специальностей и образовательных услуг, например, в техническом и технологическом образовании, которые наша республика оказывает на качественном международном уровне. И есть целый ряд людей, которые хотят получить высшее образование, но не определились с выбором и пониманием, куда они потом пойдут работать? Например, то же юридическое образование или образование, связанное с управлением экономикой, востребованы. Вот многие и хотят идти в этот образовательный цикл. А куда конкретно? Не все способны ответить на этот вопрос. Уровень этого образования примерно одинаков как на Украине, в Белоруссии, так и в России. Наша задача – объяснить конкурентные свои преимущества. Но для того, чтобы имеющая место между тремя странами СНГ конкуренция за умы была позитивной и двигала как образовательный процесс, так и складывание единого образовательного пространства между нашими странами, нам нужно о многом договориться: о стандартах образовательных программ, о сертификации дипломов и мониторинге образовательных процессов.
– Очень важен момент взаимного признания дипломов – эта цель стала реальностью?
– Соглашение об этом подписано, оно начало работать, но не везде. Цель, которая ставится, – граждане любой страны СНГ могут и должны учиться там, где им захочется. Проще говоря, мой школьный аттестат признают в любом высшем образовательном учреждении СНГ. Пока это не так. Договор о признании дипломов ещё предстоит наполнить содержанием. Для этого надо унифицировать несколько образовательных систем внутри СНГ, чтобы были одинаковы или близки по уровню программ и стандартов. Единое образовательное пространство внутри Содружества для того и задумывалось, чтобы можно было на равных правах поступать в вузы, в том числе на бюджетные отделения другой страны. Белоруссия подписала такие соглашения пока с пятью странами. Что же касается степени интегрированности разных стран в единое образовательное пространство, то уровни готовности разных стран, скажу аккуратно, разные. Что нормально: страны, как и люди, не могут быть одинаковыми.
Беседовал Антон Самарин