Майдан «открыл» вопрос о русском языке

В последние дни новости о сносе памятников на Украине приходили одна за другой. Прежде всего это касалось пока ещё многочисленных там памятников Ленину, хотя и раньше вандалы, случалось, обливали их краской или портили иным способом. Но не только: в Кировограде, например, снесли памятник советскому деятелю Сергею Кирову, в честь которого город был переименован в 1934 году.
Только в конце прошлой недели в разных районах Украины были снесены шесть памятников В. И. Ленину. Памятник Ленину в Киеве, напомним, был снесён и разбит кувалдами ещё 8 декабря прошлого года. А всего подобные случаи исчисляются уже десятками.
Понятно, что снос памятников — это борьба не только с советским прошлым, но и в каком-то смысле с российским настоящим. Россия — сильный раздражитель для лидеров Майдана и тех, кто им сочувствует.
Теперь дело дошло и до памятников воинам-освободителям. Как сообщал «Русский мир», в городе Стрые Львовской области недавно снесли такой памятник. Делается это открыто, а сами участники акций сноса вандалами себя не считают. Наоборот, полагают, что их дело — благородное. Просто теперь у них новые герои — защитники Майдана. В том же Кирове площадь, где стоял памятник, переименуют в площадь Героев Майдана, а в Стрые вместо скульптуры советского воина поставят стелу с именами погибших на баррикадах в Киеве.
До поры российский МИД воздерживался от комментариев по поводу сноса памятников — слишком жарко было на Украине. Однако не реагировать на снос памятника Михаилу Илларионовичу Кутузову было уже невозможно. Бюст полководцу в Бродах (в той же Львовской области) свергли под приветственные крики «Слава Украине! Героям слава!». Всё это происходило в присутствии представителей местной общественности, депутатов. Точно не вандализм — обдуманное, спланированное решение, принятое, кстати сказать, на заседании городского совета ещё в декабре. Что появится на месте снесённого памятника, можно с лёгкостью предположить — не иначе как ещё один памятник героям Майдана.
Российское внешнеполитическое ведомство выразило возмущение в связи с кампанией по сносу памятников, назвав акцию в Бродах «русофобской».
Что замечательно, на Украине есть активисты, которые не боятся также высказаться против сноса памятников. Рискнём предположить, что в нынешние времена там это попросту может быть небезопасно. И тем не менее украинский национальный комитет «Голубой щит», по информации NEWSru.co.il, обратился к жителям Украины с просьбой не уничтожать памятники, которые находятся в реестрах монументов национального или местного значения. Комитет также напомнил активистам, которые демонтируют статуи Ленина и другие памятники, что некоторые монументы являются объектами национального или местного значения. Вряд ли это остановит желающих, однако ценен уже сам факт выражения своей гражданской позиции.
То же самое происходит и с русским языком. Напомним, одним из первых решений Верховной рады стала отмена закона о языке, согласно которому русскому на Украине предоставлялся статус регионального, озабоченность чем выразил глава российского МИДа Сергей Лавров.
Всерьёз этот закон так и не заработал (во всяком случае пока) — в том числе потому, что на его реализацию не было выделено денег, на что и ссылаются некоторые лидеры Майдана. Однако дело ведь не в этом, а в том, что к власти на Украине пришли действительно упорные националисты и они действительно хотят извести русский язык в стране. И отмена закона о языке — это лишь первая ласточка. И прозвучавшее с трибуны Майдана заявление лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока о необходимости запрета русского языка на всей территории Украины и даже введения уголовного преследования за его использование (некоторые СМИ утверждали, что политик требовал ввести для русских статус негражданина Украины — по аналогии с негражданами Латвии и Эстонии) — это не следствие экзальтации во время митинговой речи. Похоже, Тягнибок так действительно думает или по крайней мере считает возможным таким образом манипулировать своими слушателями. В программе «Свободы», например, визовый режим с Россией, двусторонние договоры с США и Великобританией о военной помощи в случае вооружённой агрессии против Украины, признание факта оккупации Украины большевистской Россией в 1918–1991 годах и публичный судебный процесс над коммунизмом.
С русским языком «разобраться» новой власти будет сложнее, чем с памятниками. Приблизительно для трети населения страны он является родным, в каждодневном общении его использует около половины населения, на юго-востоке и в Крыму это основной язык, русскоязычен Киев и даже оплот «западенцев» Львов — город со значительным русскоязычным населением.
Что показательно, именно во Львове громко возмутились атакой на русский язык. Во вторник местная интеллигенция вступилась за права русского языка и даже написала открытое письмо Верховной раде с призывом прекратить «языковые спекуляции». Кроме того, в письме выражено убеждение, что не стоит «навязывать дончанам и крымчанам галицкий образ жизни». «Мы должны уважать культурные и языковые потребности жителей востока и юга, чтобы они не чувствовали себя чужими на Украине», — считают авторы послания. А вчерашний день, 26 февраля, группа активистов объявила «Днём русского языка» во Львове. Горожанам предлагалось говорить в этот день по-русски «дома, на работе, в транспорте, с друзьями». Акция, как сообщает «Лента.Ру», призвана проявить солидарность львовян с жителями восточных и южных областей Украины. К ней присоединилось и львовское издательство «Видавництво Старого Лева» («Издательство Старого Льва»), которое объявило, что впервые в своей истории выпустит книжку на русском языке. Раньше издательство выпускало книги только на украинском, но последние спекуляции по поводу русского языка на Украине подтолкнули редакцию к изданию русскоязычной книги. Сообщается, что этой книгой может стать «Если бы я была...» одесской писательницы Зои Казанжи.
Украина митингует, страна находится в каком-то судорожном состоянии. Крым не хочет признавать новой власти, на Майдане всерьёз рассуждают о российском вторжении. Из последних новостей — Олег Тягнибок заявил, что Украина не будет возвращать три миллиарда долларов, которые Россия уже успела перевести Украине. Вот фон, на котором ведутся разговоры о русском языке и языковой политике. В этих условиях любая вменяемая дискуссия оказывается крайне затруднённой. Но как раз поэтому производит столь сильное впечатление, когда голос разума звучит именно на Украине.
Александр Рязанцев