Семь московских мэров
Вероятно, главное внутриполитическое событие в России этого года — выборы мэра Москвы. Московский мэр — фигура федерального значения, обладающая большим политическим весом и значительными хозяйственными полномочиями в ключевом регионе страны. Здесь сосредоточены все органы власти, производится значительная доля национального богатства и живёт 12 млн человек. Москва — это огромный живой организм.
Имя нового градоначальника столицы уже известно — им уже в первом туре стал Сергей Собянин. Предлагаем вспомнить самых известных и выдающихся его предшественников.
Тихон Никитич Стрешнёв (3 февраля 1709 года — 22 февраля 1711 года)

Один из самых влиятельных русских бояр времён начала царствования Петра Первого и его доверенное лицо, Тихон Никитич Стрешнёв был назначен первым губернатором Москвы. Собственноручно обрезавший бороды боярам, царь сделал исключение для Стрешнёва за его «испытанную преданность». Вместе с князем Ромодановским Стрешнёв управлял страной во время поездки Петра I за границу во главе Великого посольства. Боярин отличился во время московского пожара 1698 года: он был в числе тех, кто эвакуировал святыни из Успенского собора Кремля.
Пётр Семёнович Салтыков (15 мая 1763 года — 13 ноября 1771 года)

Генерал-фельдмаршал, герой Семилетней войны, победивший самого Фридриха Великого в решающем сражении при Кунерсдорфе, при вступлении на престол Петра III остался не у дел. Но затем, с воцарением Екатерины II, к нему вернулось царское расположение. Пётр Семёнович стал членом Сената и назначен московским главнокомандующим и генерал-губернатором. Несмотря на то что дела граф Пётр Салтыков в Москве вёл хорошо, в его правление в столице разразилась эпидемия чумы (1770–1771 годы), начались бунты. В этой необычный обстановке он действовал неудачно, попал в немилость императрицы и вскоре удалился на покой в собственное имение Марфино (под Мытищами). Здесь он и скончался 26 декабря 1772 года.
Салтыковы вообще оставили большой след в качестве правителей первопрестольной. Московским губернатором в 1713–1716 годах был Алексей Петрович Салтыков. Василий Фёдорович Салтыков возглавлял Москву в качестве генерал-губернатора в 1730 году. Семён Андреевич Салтыков, возведённый в 1733 году в графское достоинство, в 1732-1740 годах был в Москве главнокомандующим с тайной инструкцией тщательного наблюдения за всеми административными учреждениями и начальствующими лицами. Генерал-фельдмаршал Иван Петрович Салтыков возглавлял столицу в 1797-1804 годы.
Дом Салтыкова отличался широким московским гостеприимством. По свидетельству очевидца, каждый день за столом выкладывалось 60 приборов; каждое воскресенье съезжалось к нему на бал несколько сот человек. Своему сыну в наследство он оставил 16 тысяч душ крепостных и почти три миллиона рублей долга.
Фёдор Васильевич Ростопчин (24 мая 1812 года — 30 августа 1814 года)

Вероятно, самая неоднозначная фигура в ряду московских градоначальников. Фаворит императора Павла и руководитель его внешней политики, он не лишился влияния и при Александре I. Во время нашествия Наполеона на Россию Фёдор Васильевич был московским градоначальником и генерал-губернатором. Здесь он развёл бурную деятельность, а по мере приближения армии Наполеона к Москве стал вдохновителем распространения в Москве печатных листовок, сводок и пропагандистских прокламаций, написанных простым народным языком, которые в народе прозвали «афишками». Афишки часто содержали подстрекательскую агитацию против проживавших в Москве иностранцев, впрочем, в период правления Ростопчина в Москве в целом сохранялось спокойствие. И всё же у современников о Ростопчине осталась плохая память. Ему приписывается идея сжечь Москву вместо того, чтобы сдавать её противнику. В результате массовых поджогов во время вступления в Москву французских войск пожар уничтожил значительную часть города, в нём погибли многие москвичи и оставленные в первопрестольной раненые. Выйдя в отставку, Фёдор Васильевич не был принят петербургским двором, не могло быть речи и о его жизни в Москве. Остаток своих дней он доживал за границей и по иронии судьбы умер в Париже.
Дмитрий Владимирович Голицын (6 января 1820 года — 27 марта 1844 года)

В каком-то смысле Дмитрий Владимирович Голицын, происходивший из московской ветви князей Голицыных, на посту московского градоначальника стал противоположностью Ростопчина. Герой войны с Наполеоном, он возглавил столицу 6 января 1820 года. За почти четверть века своего губернаторства он прославился активной деятельностью по восстановлению Москвы после Отечественной войны, строительством Большого и Малого театров, постройкой Триумфальных ворот, обустройством бульвара на Кремлёвской набережной, закладкой храма Христа Спасителя, возведением Москворецкого моста. Москвичи ценили его гостеприимство и справедливость, да и сам император Николай I осыпал его милостями, дав ему титул светлейшего князя. Получив прекрасное аристократическое образование, князь Дмитрий Владимирович хорошо знал иностранные языки и очень плохо русский и до старости говорил с акцентом. Когда ему приходилось говорить где-нибудь речь, он писал её по-французски, потом отдавал для перевода и затверживал почти наизусть, чтобы не сбиться.
Владимир Андреевич Долгоруков (30 августа 1865 года — 26 февраля 1891 года)

Самый большой долгожитель на московском генерал-губернаторстве, Владимир Андреевич Долгоруков был, вероятно, самым любимым из московских градоначальников. Его правление в Москве составило целую эпоху — четверть века. При Долгорукове в Москве проведены земская (1865) и городская (1870) реформы, началась газификация, было открыто движение по конно-железной дороге. Во время правления Долгорукова было завершено строительство храма Христа Спасителя, открыта Московская консерватория. Во время войны с Турцией при его содействии организовано в Москве и уездах до 20 комитетов общества Красного Креста, собраны пожертвования на внушительную сумму. Долгоруков — единственный из московских градоначальников, ставших почётным гражданином Москвы. О степени его популярности в городе свидетельствует тот факт, что жители Новослободской улицы сами добились переименования её в Долгоруковскую. Именно в долгоруковской Москве происходит действие романов Бориса Акунина об Эрасте Петровиче Фандорине.
Виктор Васильевич Гришин (1967–1985)

Хотя формально московским градоначальником в советские времена являлся председатель исполкома Московского городского совета народных депутатов, в действительности первым лицом в любом городе был первый секретарь горкома. Период застоя запомнился москвичам почти двадцатилетним «наместничеством» на этом посту протеже Брежнева Виктора Гришина.
Гришин был одним из наиболее авторитетных членов Политбюро ЦК КПСС, после смерти Черненко в 1985 году он считался наиболее вероятным кандидатом на пост генерального секретаря ЦК КПСС — главы Советского государства. Однако разразился коррупционный скандал, в котором Гришин был скомпрометирован, и в результате ЦК сделало ставку на молодого и перспективного Михаила Горбачёва. В 1986 году Гришин был выведен из состава ЦК, а умер некогда всемогущий глава Москвы спустя шесть лет, в 1992-м, в районном собесе, куда пришёл оформлять пенсию.
В актив Гришина можно записать расселение коммуналок и бараков, в которых к 1967 году жило до половины москвичей. Он настоял, чтобы построили театр зверей Дурова, детский театр Натальи Сац, кукольный театр, МХАТ на Тверском бульваре. С другой стороны, он не дал согласия на открытие нового театра на базе первой студии Олега Табакова, а в 1981 году после публикации в газете «Советский спорт» статьи «Осторожно, каратэеды» распорядился закрыть секции каратэ.
Думается, москвичам стоит поблагодарить Виктора Гришина, который блокировал проект академика Анатолия Александрова и министра обороны Дмитрия Устинова по строительству АЭС недалеко от Москвы. Он также выступил против строительства в Люберцах гигантского литейного завода для снабжения литьём всего сельскохозяйственного машиностроения страны.
При подготовке заметки использованы материалы сайта «Кириллица»
Борис Серов