SPA FRA ENG ARA
EN

На исторической глубине

22.05.2013

В Москве на 92-м году жизни умер известный историк Сигурд Оттович Шмидт.

Благородные черты лица, внимательные глаза, доброжелательная улыбка, размеренная ясная речь — таким запомнится Сигурд Оттович. Было в нём что-то общее с Андреем Сахаровым, Дмитрием Лихачёвым — это лица, личности из другой эпохи.

Патриарх российской исторической науки, он, без сомнения, был одним из столпов российского учёного сообщества.

Сигурд Шмидт родился в 1922 году, он был сыном известного географа Отто Шмидта. Окончив исторический факультет Московского университета в 1944-м, спустя четыре года Шмидт начал преподавать в Московском историко-архивном институте, которому посвятил более шестидесяти лет жизни. С 1956 года он одновременно работал и в Институте истории Академии наук. Уже в 1970 году Сигурд Оттович — профессор.

Источниковедческий кружок Шмидта составил основу мощной научной школы. Долгие годы он руководил Археографической комиссией. В 1989-м ему было присуждено звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации, а с 1992 года Шмидт стал академиком Российской академии образования. В 2009 году он получил премию «Триумф» в номинации «Гуманитарные науки».

Чтобы понять вклад Сигурда Шмидта в науку, недостаточно сказать, что он — автор более 500 научных трудов по истории культуры, источниковедению, археографии и т.д. Подобная плодовитость среди гуманитариев не редкость. Практически каждая его работа — это серьёзный вклад в науку, авторитетное слово большого специалиста. А ещё — он учитель сотен учеников. В среде историков-архивистов понятие «ученик Шмидта» — синоним не только профессионализма, но и порядочности.

Центральной областью интересов историка была допетровская Русь. Мало кто знал источники по истории России так, как он. Дмитрий Лихачёв называл Шмидта лучшим знатоком источников по истории России XVI века. Среди его книг — труды по архивоведению и археографии, истории повседневности, исследования эпохи Ивана Грозного и становления русского самодержавия.

Многие годы Сигурд Шмидт был председателем Союза краеведов России. Краеведение было для него не просто профессией, но  образом жизни, порывом души. Девяносто лет Шмидт прожил в одном доме, на одной улице — Арбате. Много лет он настойчиво убеждал столичных чиновников, что у Арбата должно быть не развлекательное, а культурное и духовное назначение. Знавшие Шмидта рассказывают, что его мечтой было восстановление древнего храма Николы Явленного на Арбате, снесённого в 1931 году — ещё мальчишкой он видел, как это происходило. Учёный «федерального» уровня, Шмидт, будучи знатоком истории московских переулков, создал школу научного москвоведения.

Странно, что ни членом большой Академии наук, ни даже почётным гражданином столицы он так и не стал. Городскими чиновниками и чиновниками от науки его дар — как ещё назвать десятки лет беззаветного профессионального труда? — по достоинству оценён не был.

До конца жизни, уже будучи весьма пожилым человеком, Сигурд Оттович сохранял человеческую и научную бодрость. На одной из недавних исторических конференций, проведённых, кстати, при поддержке фонда «Русский мир», он очень живо и убеждённо говорил о том, как важно увлечь широкие массы историей — не только страны, но и своей малой Родины.

Ещё при жизни в академической среде Шмидт стал едва ли не живой легендой. Для непосвящённых источниковедение и археография — главные области научного интереса Сигурда Оттовича — вероятно, самая скучная часть истории. Между тем без них невозможна вся остальная научная деятельность. Именно на этом глубинном, базисном уровне и работал Шмидт.

Борис Серов

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

«Словно» – многофункциональная единица русского языка, способная выступать в роли разных частей речи. Постановка знаков препинания при этом всегда будет зависеть от её синтаксической роли и контекста.
Сергей Есенин, чьё 130-летие отмечают по всему миру, поэт не только русской души и Русского мира, но всемирного значения. Это доказано переводами его стихов на 150 языков, открытием Есенинских центров от Китая до Палестины. И, наконец, тем, что поэтом общечеловеческим Сергея Есенина назвали не в России, а в Великобритании.
Десять студентов из Нигера приступили в сентябре к обучению в вузах Сибири – технических университетах Новосибирска и Томска. В рамках целевого набора их направила в Россию местная нефтяная компания. Перед отъездом они прошли 10-месячную подготовку в партнёрском Русском доме в Нигере, получили знания по русскому языку и российской культуре.
Существительное «мастер», давно укоренившееся в нашем языке, имеет несколько значений. Его используют применительно к ремесленникам, ученым, спортсменам, профи в различных сферах... Проследим путь этого древнего интернационального слова и уточним его семантику.
Имя Александра Михайловича Василевского зачастую оказывается несколько в тени «звёзд» Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Конева... Между тем без его глубоких знаний, смекалки, решимости и личного участия не обошлась ни одна масштабная боевая операция Великой Отечественной войны.
Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Русский культурный хаб DACHA в столице Малайзии Куала-Лумпуре - доброжелательная среда для шести тысяч русскоязычных жителей Малайзии, живущих в основном в столице страны. Его хозяйка – учёный-востоковед Полина Погадаева – старается сделать атмосферу центра аполитичной и дружелюбной для всех, кому важно сохранять русский язык и культуру.
«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».