SPA FRA ENG ARA
EN

Что ели императоры?

30.10.2012

31 октября (20-го по старому стилю) 1722 года девять сенаторов предложили Петру I принять императорский титул.

Пётр не заставил долго себя упрашивать – уже через два дня в Петропавловском соборе он торжественно принял титул и стал, таким образом, первым российским императором. Что было, понятно, без особого восторга воспринято его европейскими коллегами по «скипетру и державе». Да и в дальнейшем любое «прибавление» в не слишком многочисленном сообществе императоров встречалось в штыки – вспомним мытарства по этой части Наполеона Бонапарта. Но Петру, с грохотом прорубившему для России окно в Европу и незадолго до того победоносно завершившему Северную войну, отказать было трудно...

Обыкновенно слово «император» ассоциируется у нас с чем-то грандиозным, блестящим, роскошным, «многошумным» (определение первого русского царя). В кулинарии – в том числе. Между тем первый русский император за столом был на редкость прост и неприхотлив и на всю жизнь сохранил любовь к самой простой ячневой каше. Возможно, в студёные осенние дни на царском столе была и

Ячневая каша с тыквой и мясом в горшочке

На горшок объёмом 0,7 л: 100-150 г любого мяса, 1 луковица, 100-150 г тыквы, 100 г ячневой крупы, 30 г сливочного масла, соль, специи, можно добавить грибы

Лук, тыкву и грибы мелко нарезать кубиками, мясо – соломкой. На сковородке обжарить мясо, затем добавить лук, через минуту – тыкву. Сложить в горшок, добавить крупу, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Добавить соль и специи по вкусу, положить масло и залить всё горячей водой, оставив место на два пальца (иначе каша «убежит»), ещё раз перемешать. Поставить горшок в духовку на высокую температуру на 15 минут (чтобы закипело), а потом на самый слабый огонь. Желательно кашу «не беспокоить» минут 40-60.

Как известно, слово «король» происходит от латинской формы имени Карла Великого, «царь» – от Юлия Цезаря. Любопытно вспомнить, что в своём изначальном значении слово «император» по происхождению было куда более «плебейским» и означало не властителя над обширными территориями и миллионами людей, а победоносного полководца в тогда ещё Древнем Риме.

За без малого две тысячи лет история видела немало императоров. Кажется, последним «самопровозглашенцем» был центральноафриканский президент Жан-Бедель Бокасса, в 1976 году объявивший себя императором Бокассой I. «Империя» не продержалась и трёх лет, а от кулинарных пристрастий императора-каннибала содрогнулся весь мир... Впрочем, пора вспомнить совсем других императоров.

В самом дорогом ресторане Парижа «Серебряная башня» посетителям показывают бережно сохраняемый стол, за которым 7 июня 1867 года сошлись за трапезой русский император Александр II с цесаревичем, будущим Александром III, будущий германский император Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. В истории кулинарии от того обеда навсегда осталось

Фуа-гра трёх императоров

600 г гусиной печени (лучше целой), 2 белых гриба, 1/2 стакана коньяка, 1/2 стакана мадеры, 150 г телячьей печени, 150 г несолёного свиного сала, 1 яичный белок, 200 г гусиного жира, молотый мускатный орех, сливочное масло, белый молотый перец, соль

Свиное сало (50 г) и телячью печень нарезать кубиками. Грибы очистить и нарезать ломтиками. Нарезать тонкими ломтиками и 100 г свиного сала.

Гусиную печень осторожно освободить от жилок, удалить желчь. Разрезать её с обоих концов и положить на два часа в посуду с холодной подсолённой водой.

Гусиную печень вынуть из воды, дать воде стечь, нашпиговать печень ломтиками грибов и положить в миску. Приправить молотыми белым перцем и мускатным орехом, посолить. Залить гусиную печень коньяком и мадерой. Накрыть пищевой плёнкой, оставить мариноваться на шесть часов.

Телячью печень обжарить на сливочном масле. Пропустить через мясорубку обжаренную телячью печень, сало (50 г) кубиками, несколько кусочков грибов (если они остались) в миску. Добавить яичный белок, посолить, перемешать. В форму поместить треть фарша, на него выложить гусиную печень, придавливая рукой. Затем добавить оставшийся фарш. Сверху покрыть тонкими ломтиками сала и готовить на паровой бане около двух часов.

Слить образовавшийся при варке сок и полить растопленным гусиным жиром, остудить. До подачи на стол хранить фуа-гра в холодильнике.

В архиве Клода Террайля, хозяина «Серебряной башни», осталось и другое «императорское» блюдо – весьма любимый внуком Вильгельма I, Вильгельмом II,

Суп жермини

Настричь две пригоршни щавеля и немного обжарить со сливочным маслом. Снять с огня, добавить 4 желтка и 4 столовые ложки сметаны. Постоянно помешивая, влить горячий, но не кипящий бульон из дичи двойной крепости. Вновь поставить на огонь, не переставая мешать.

«И приложите все старания, чтобы снять суп с огня до того, как он закипит», – лукаво заключает рецепт Террайль.

Вроде бы ничего сложного. А вкусно – даже если добавить самый обычный куриный бульон. Впрочем, многие императоры воздавали должное самым простым в приготовлении блюдам.

«Я – последний монарх старой школы», – говорил о себе австро-венгерский кайзер Франц-Иосиф. До последних дней жизни – а прожил он 86 лет, редкость для августейших особ – он был вызывающе консервативен. Не пользовался лифтом, неизменно поднимаясь на пятый этаж пешком, ни разу не взял телефонную трубку. Столь же неизменную привязанность он сохранял к блюду, которое, как рассказывает легенда, было связано со временами его далёкой молодости.

...Рассказывают, будто только что взошедший на престол Франц-Иосиф поехал на охоту. И – заблудился. После долгих блужданий по лесу он выехал на поляну, на которой в небольшом бедном домике его встретила молодая крестьянка. «Мне нечем накормить вас, Ваше Величество, кроме самого простого омлета», – сказала она. Да и тот вроде бы не получился: от волнения у девушки дрожали руки, и омлет распался на куски. Франц-Иосиф попробовал – и... «Никогда в жизни не ел ничего вкуснее!» – абсолютно искренне сказал он. С тех такой омлет можно попробовать в любом венском ресторане. Или приготовить самостоятельно.

Кайзеровский омлет (шмарн)

2 яйца, 1 ст. ложка сахара, 1 стакан муки, 2/3 стакана молока, 1 ст. ложка сливочного масла, 1 ст. ложка изюма без косточек, ¼ чайной ложки молотой корицы, 0,5 чайной ложки сахарной пудры

Молоко, взбитые яйца, сахар и муку тщательно перемешать. На сковороде растопить масло и осторожно вылить подготовленную массу. Когда низ омлета поджарится, добавить изюм и корицу, перевернуть на другую сторону и с помощью двух вилок порвать омлет на кусочки, после чего зажарить до хруста. Перед подачей на стол посыпать сахарной пудрой.

И напоследок – ещё один историко-кулинарный анекдот. На этот раз – связанный с именем российского императора Павла I, в пище также весьма неприхотливого.«Изгоняя роскошь и желая приучить подданных своих к умеренности, император Павел назначил число кушаньев по сословиям, а у служащих – по чинам, – вспоминает современник. – Майору определено было иметь за столом три кушанья. Яков Петрович Кульнев, впоследствии генерал и славный партизан, служил тогда майором в Сумском гусарском полку и не имел почти никакого состояния. Павел, увидя его где-то, грозно спросил: "Господин майор, сколько у вас за обедом подают кушаньев?" – "Три, Ваше императорское величество". – "А позвольте узнать, господин майор, какие?" – "Курица плашмя, курица ребром и курица боком", – отвечал Кульнев». Императору ответ понравился, и Кульнев был повышен в чине.
Итак, как вам понравится

Курица по-императорски

Куриные ножки вымочить в течение часа в холодной несолёной воде. Нарезать курятину кусочками, луковицу – маленькими кубиками. Разогреть на сковороде свиной жир и обжарить нарезанный лук с молотым имбирём, добавить кусочки курицы и на большом огне жарить 1-2 минуты до полуготовности, влить вино, добавить нерафинированный сахар и полстакана кипятка, довести до кипения, накрыть сковороду крышкой и тушить  час на слабом огне – до тех пор, пока жидкость, в которой тушится мясо, не загустеет. Сбрызнуть кунжутным маслом и подать на стол.

В оригинале вино должно быть рисовым, что недвусмысленно указывает на восточное происхождение этого блюда, вряд ли побывавшего на столе «русского Гамлета». Но какая, в сущности, разница? Разве плохо хоть ненадолго почувствовать себя родственником богов, каковым до сих пор считается, например, японский император?

Георгий Осипов

Также по теме

Новые публикации

«Словно» – многофункциональная единица русского языка, способная выступать в роли разных частей речи. Постановка знаков препинания при этом всегда будет зависеть от её синтаксической роли и контекста.
Сергей Есенин, чьё 130-летие отмечают по всему миру, поэт не только русской души и Русского мира, но всемирного значения. Это доказано переводами его стихов на 150 языков, открытием Есенинских центров от Китая до Палестины. И, наконец, тем, что поэтом общечеловеческим Сергея Есенина назвали не в России, а в Великобритании.
Десять студентов из Нигера приступили в сентябре к обучению в вузах Сибири – технических университетах Новосибирска и Томска. В рамках целевого набора их направила в Россию местная нефтяная компания. Перед отъездом они прошли 10-месячную подготовку в партнёрском Русском доме в Нигере, получили знания по русскому языку и российской культуре.
Существительное «мастер», давно укоренившееся в нашем языке, имеет несколько значений. Его используют применительно к ремесленникам, ученым, спортсменам, профи в различных сферах... Проследим путь этого древнего интернационального слова и уточним его семантику.
Имя Александра Михайловича Василевского зачастую оказывается несколько в тени «звёзд» Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Конева... Между тем без его глубоких знаний, смекалки, решимости и личного участия не обошлась ни одна масштабная боевая операция Великой Отечественной войны.
Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Русский культурный хаб DACHA в столице Малайзии Куала-Лумпуре - доброжелательная среда для шести тысяч русскоязычных жителей Малайзии, живущих в основном в столице страны. Его хозяйка – учёный-востоковед Полина Погадаева – старается сделать атмосферу центра аполитичной и дружелюбной для всех, кому важно сохранять русский язык и культуру.
«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».