Налог на рабство

Стоило с мёртвой точки сдвинуть неподъёмный, казалось, груз (в Госдуму в конце ноября внесён законопроект, который обязывает работодателей платить в Пенсионный фонд взносы за трудовых мигрантов), как Интернет взорвался протестами: «Хватит кормить Кавказ!» и «Дайте работу своим!».
А ведь произошла маленькая подвижка в пользу ликвидации фактического рабства и нечестной конкуренции: поскольку за россиян работодатель платит взносы (30% с 2012 года) во внебюджетные социальные фонды, а за трудовых мигрантов – ни копейки, то последние, ясное дело, ему выгоднее. И потому улицы российских городов метут дворники из Азии, общественный транспорт водят украинцы и молдаване, на рынках, несмотря на запрет, как торговали, так и торгуют мигранты из Закавказья, а на стройках работают кто угодно, но – иностранцы.
Как итог, растёт уровень безработицы, но в непрестижные сектора экономики россияне идти работать не хотят потому, что они либо социально не защищены, либо эти места за полцены занимают иностранцы. Однако и экономия на гастарбайтерах работает против экономики: деньги без учёта налогов уходят за границу, растёт преступность в среде иностранных рабочих. Причём внутренние мафиозные поборы-«налоги» в пользу «землячеств», как в среде узбекско-киргизских дворников Москвы, так и в азербайджанской диаспоре, контролирующей рынки, настолько выросли, что гастарбайтры оказались под гнётом двойной эксплуатации, больше смахивающей на рабство нового тысячелетия. По данным МВД, растёт число их избиений и убийств как со стороны «земляков», так и со стороны москвичей-националистов.
Проблема в том, что каждая новая волна миграции, конечно же, не достигает того материального положения, как основное население, которое вначале отторгает мигрантов. Более того, каждая новая волна миграции уступает предыдущим волнам, которые, прижившись, выступают уже в качестве эксплуататоров. Сегодня на продовольственных рынках азербайджанцы и узбеки принуждают к подневольному труду своих же земляков. Были случаи, когда людей фактически обращали в рабство. В бизнесе, связанном с частным извозом – и в такси, и в маршрутках, кавказцы наживаются на своих же водителях-земляках, получая сверхдоходы. Вот и получается, что мигранты попали под перекрёстный огонь – бесправия перед местными властями, населением и своими земляками.
Чтобы снизить рост неконтролируемой миграции и её преступности, и предлагается нанимать на работу иностранных рабочих на условиях, равных с россиянами. Что дополнительно ставит всех в равные конкурентные условия. Единственное, что пока наладилось – система денежных переводов в СНГ. Хотя бы здесь мигранты не облагаются «данью». Правда, эти средства, не облагаемые налогом, по факту нелегально выводятся из экономики России.
– Но это проблема России, а не мигрантов, – убеждён Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН. – В целом, трудовую миграцию я считаю позитивным явлением. Не будь мигрантов, Москва, как Петербург, где зимой нельзя пройти даже по Невскому проспекту, утонула бы в снегу. Другое дело, что службы ЖКХ имеют с мигрантов дополнительный доход, недоплачивая им, что преступно. А вот преступность среди мигрантов, если ею не манипулировать, не выше, чем среди местного населения. Да, есть преступники-гастролёры из регионов России, из Грузии, Армении. Есть наркотраффик, связанный с теми же среднеазиатскими мигрантами. Но это криминальные проблемы. Десятки тысяч бесправных работяг к ним отношения не имеют. Риски, которые с мигрантами связаны, – проблема здоровья, санитарии, сбыт контрафакта, – эта система рисков на порядок ниже, чем позитивные перемены, блага и услуги, которые дают мигранты. Достаточно выглянуть в окно, чтобы увидеть, кто строит «Москву-сити», транспортные развязки и жильё.
Как полагает Тишков, принимавший участие в экспертизе проекта закона, растущее недовольство россиян тем, что их не берут на работу из-за демпинга со стороны мигрантов, – проблема искусственная. Во-первых, из-за углубляющейся демографической ямы трудовых ресурсов объективно не хватает. Во-вторых, проблема порождена не мигрантами, а дурацкими, и потому неработающими законами. Как полагают многие эксперты и давно знает простой народ: всё дело в алчности работодателей, которые прячут у себя на стройплощадках или в коттеджах за заборами сотни, если не тысячи, людей, не сообщая о них, чтобы не платить налоги. Вот кого – толстосумов, безнаказанно устраивающих подпольные цеха, стройки и ночлежки, – должен нещадно преследовать закон как рабовладельцев нового века. Однако ни один такой работодатель пока никакой ответственности – правовой или материальной – не понёс. Вот и предлагает проект закона уравнять в правах российских и иностранных рабочих, чтобы невыгодно было отказываться от труда соотечественников. Более того, в Думу внесён проект закона, который вводит ещё и страховую пенсию для гастарбайтеров. И наконец, ФМС предлагает пересмотреть, разумеется, в сторону ужесточения, систему штрафов за использование труда нелегалов, увеличив её в десятки раз.
Трудно поверить, но это как раз те комплексные, пусть и запоздалые меры, без которых российскому обществу грозит раскол. Для этого нужно выстроить равноправную систему приёма на работу россиян и граждан СНГ, скрепив не словами, а делами обещание строить Евразийский экономический союз. Вводимый налог на рабство поможет его ликвидировать.
Владимир Емельяненко