SPA FRA ENG ARA
EN

День Кремля

20.07.2011

Скоро – День строителя. Каждый Божий год во второе воскресенье августа празднуем. И под стрелой предусмотрительно не остаёмся ни на секунду.

Но ещё раньше будет другой праздник – день Кремля!

Он, как вы понимаете, с днём строителя связан напрямую. Не было бы строителей – не было бы и Кремля, верно?

В конце июля 1485 года некто Антон Фрязин, по документам – Антонио Джиларди (так бывает. – Прим. авт.), заложил первую краснокирпичную башню Московского Кремля – Тайницкую.

Спустя 10 лет усилиями различных синьоров Фрязиных, числом не менее трёх, а также, как сообщают архитектурные энциклопедии, примкнувшего к Антону, Марку и Алевизу синьора Пьетро Антонио Солари строительные работы по превращению Белокаменной в Краснокирпичную завершились.

Фрязины, имевшие разные фамилии, обосновались в Москве ещё в середине XV века. Иван Фрязин прибыл из Европы ко двору великого князя в 50-е годы. Строить он, видно, не умел. Зато умел лить монету. Чем и занялся. К слову, настоящее имя и фамилия этого господина – Джанни Батиста делла Вольпе. Спустя полтора десятка лет Иван решил было попробовать себя на дипломатическом поприще. Но в дипломатии понимал, наверное, не больше, чем в строительстве. Попался на весьма нелепой интриге – и оказался в заточении в Коломне. Позже выяснилось, что интрига не только нелепа, но и безвредна для московского стола. Однако ж сам Вольпе-Фрязин уже где-то сгинул. Чай не в Коломне?

О нём можно было бы и не вспоминать. Если б не тот факт, что благодаря Вольпе в Москву прибыл его племянник Джиларди, тот самый Фрязин-2, что строить как раз умел.

Остальные два Фрязиных-строителя – Марко Руффо и Алоизио де Карезано – в родстве с первыми двумя не замечены. Но зато все четверо как один – итальянцы. Из Виченцы, Милана, Венеции. Этим, собственно, и объясняется происхождение их одинаковых прозвищ. Именно прозвищ, ведь на Руси в то время фамилии были не в ходу. Фрязиными у нас звали всех франков, коих почитали за наследников латинян.

Есть, конечно, заковыка. С Пьетро Антонио Солари. Тот ведь тоже чистый итальянец. Однако если покопаться в летописях, то выяснится, что и его не миновала чаша сия. Пётр Фрязин, кто ж ещё! Он помогал Антону Фрязину строить Московский Кремль. А ему помогали Марк Фрязин и Алевиз Фрязин. Ух!

Если считать от закладки Тайницкой башни, то Московскому Кремлю сегодня – 526 лет. Стоит, красавец, не шелохнется. И поляки его портили, и французы взрывали, и германцы бомбить пытались. Да и сами мы в декабре 1917-го довольно успели гадостей вокруг кремлёвских башен наделать. А он – стоит!

Выходит, умели строить не только быстро, но и хорошо. И пусть управляли процессом итальянские специалисты, а руки-то, руки местные трудились.

В этот славный для столичного быстростроя и хорошостроя день проезжал я как раз мимо. По набережной. Вот кончилась массивная стена по левую руку и началась другая. В высоту, почитай, такая же. Только скорее забор, чем стена. Ну и эстетическое решение – сами понимаете…

Стал вспоминать, когда именно снесли гостиницу «Россия» и воздвигли этот забор? Вспомнил. Пять с лишним лет назад.

И тут уж мысль потекла сама собой. Вспыли в памяти картины современного долгостроя на исторических местах в центре города.

По другую сторону Красной площади наискосок от Никольской башни (архитектор – Пётр Фрязин) – не менее знаменитая гостиница «Москва». Скоро пять лет минет, как обещали сдать в эксплуатацию.

На Садовом кольце у Павелецкого вокзала есть ещё одно чудное место – большая яма, спрятанная, естественно, за забором. Тут строить начали ещё в 2004-м. Не Фрязины, а некто Аблязов из противоположного Италии Казахстана. Сам в бегах, в Лондоне. А яма – тут, у нас.

Океанариум на Поклонной горе ждёт своего Наполеона. Давно уже – с 2004 года. Годом позже началось строительство культурного центра имени Аркадия Райкина в Марьиной роще. Кампания, собственником которой является новая надежда российской политики господин Прохоров, в связи с грядущей стройкой заметно сократила количество деревьев в этой самой роще. Но дальше…

Дальше – бетон и забор. Сдать центр с десятью кинозалами собираются… в 2012 году. Заметьте, собираются.

Всего на конец 2010 года в Москве выявлено 145 объектов-долгостроев. Из них на 18-ти работы ведутся более 10 лет. Проще говоря, Кремль успели бы построить. Целый Кремль! Один из таких объектов – бизнес-центр «Царёв сад», что напротив Кремля – через Москва-реку. С 1998 года ребята маются.

Понятно, что в XV веке строительство Кремля было государственным проектом. А тогда умели интересы государства блюсти. Не по добру, так на дыбе. Нынешние стройкошмары частенько – продукт частного бизнеса. А за ним не уследишь.

Ещё в 2010 году заместитель мэра и знатный строитель Владимир Ресин сказал, что в Москве зафиксировано 36 долгостроев, не связанных с городскими структурами. Сразу хочется спросить: что будет, если из 145 вычесть 36? Но сейчас не об этом. Главное, что сказал Ресин: «Однако и ими теперь будет заниматься правительство Москвы». Ей-богу, пока не заметно.

И только не надо ссылаться на масштабные кризисы, путаные законы, бесчестных инвесторов и лживых подрячиков. И кризисы, и законы, и инвесторы с подрячиками в России берутся из одного места. Вы не о том подумали. Я – о власти.

А вот то, что натворили несколько Фрязиных в конце XV века, очень даже заметно. Весь мир приезжает, любуется и говорит: «Вот как русские строили, а! Когда у вас тут День строителя? Поздравить хотим…». 

Михаил Быков

 

Также по теме

Новые публикации

Мы давно знаем, что Зорге – выдающийся разведчик, настоящий герой, чуть ли не единственный, кто предупредил, что немцы нападут именно 22 июня. Как знаем и о том, что Сталин не поверил ему. Но всё это – частички мифа о катастрофе 41-го года, и Зорге давно стал частичкой этого мифа. 130-летие разведчика – хороший повод поговорить о настоящем Рихарде Зорге.
«Словно» – многофункциональная единица русского языка, способная выступать в роли разных частей речи. Постановка знаков препинания при этом всегда будет зависеть от её синтаксической роли и контекста.
Сергей Есенин, чьё 130-летие отмечают по всему миру, поэт не только русской души и Русского мира, но всемирного значения. Это доказано переводами его стихов на 150 языков, открытием Есенинских центров от Китая до Палестины. И, наконец, тем, что поэтом общечеловеческим Сергея Есенина назвали не в России, а в Великобритании.
Десять студентов из Нигера приступили в сентябре к обучению в вузах Сибири – технических университетах Новосибирска и Томска. В рамках целевого набора их направила в Россию местная нефтяная компания. Перед отъездом они прошли 10-месячную подготовку в партнёрском Русском доме в Нигере, получили знания по русскому языку и российской культуре.
Существительное «мастер», давно укоренившееся в нашем языке, имеет несколько значений. Его используют применительно к ремесленникам, ученым, спортсменам, профи в различных сферах... Проследим путь этого древнего интернационального слова и уточним его семантику.
Имя Александра Михайловича Василевского зачастую оказывается несколько в тени «звёзд» Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Конева... Между тем без его глубоких знаний, смекалки, решимости и личного участия не обошлась ни одна масштабная боевая операция Великой Отечественной войны.
Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.