Продаётся коттедж на батарее Раевского
В начале декабря 1908 года Святейший Синод Русской православной церкви издал распоряжение составить списки лиц, погребённых в церквах и на кладбищах с точным обозначением надгробных надписей, сохранившихся на могилах духовных лиц, дворян, наиболее крупных местных общественных деятелей купеческого и иных сословий. Подготовленные списки надобно было доставить непосредственно Его Императорскому Величеству.
Речь шла о могилах участников Отечественной войны 1812 года. За неполных четыре года до 100-летия войны с армией «двунадесяти языков» в империи началась подготовка к торжествам в честь изгнания войска Наполеона из пределов России.
Надо признать, что эти годы не были потрачены зря, и торжества удались. Довольно сказать, что памятники частям и соединениям на Бородинском поле воздвигли именно в рамках большой праздничной программы, которую курировал сам государь и министерство императорского двора.
Шли годы, как говорится. И вот оно, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, совсем рядом! Боже упаси от каких-то сомнительных аналогий! Тем более что и на сей раз мы подхватились ой как вовремя. За… неполных четыре года!
В декабре 2007-го президент Владимир Путин подписал указ о подготовке к празднованию вышеназванного грядущего юбилея. В январе 2009-го президент Дмитрий Медведев подписал указ о внесении изменений в указ, подписанный его предшественником. Пожалуй, главное, что изменилось – появилось предписание о создании государственной комиссии по подготовке к празднованию и т.д. Само собой, комиссию возглавил сам президент, а вторым лицом был назначен вице-премьер правительства Александр Жуков. Кто ж тогда знал-ведал, что вскоре на Жукова обрушится ответственность за работу отечественного кинематографа и – что куда масштабнее – за подготовку к зимним Олимпийским играм в Сочи.
Тем не менее государственная комиссия начала работать. Прошло всего 14 месяцев с указа президента Медведева, а она – начала! Собралась весной 2010 года и утвердила уже свёрстанный и, похоже, утверждённый кем-то ранее бюджет, в котором были прописаны не только ожидающиеся мероприятия, но и объём их финансирования, и адреса бюджетополучателей.
Обсуждать комиссии оказалось особенно нечего. Может быть, по этой причине она больше и не собиралась. Хотя до праздничных событий 2012 года времени осталось уже меньше, чем прошло со дня принятия президентом Путиным, а позже и президентом Медведевым решений об этом самом праздновании.
Впрочем, тогда на заседании в здании Бородинской панорамы всплыл один нестандартный вопросик. Он был озвучен директором Государственного военно-исторического Бородинского музея-заповедника и не попадал ни под один пункт повестки дня. К сожалению, он и до сих пор не попадает в повестку дня никаких государственных комиссий, а также прокуратур, следственных комитетов, администраций районов, областей и даже президента России. Более того, этот вопросик не встраивается в сознание нормального русского человека.
Речь шла о том, что на территории музея-заповедника, а проще говоря, на Бородинском поле началась обыкновенная частная застройка; о том, что музей не в состоянии повлиять на этот процесс; о том, что администрация Можайского района Московской области делает вид, что ничего не ведает (от Можайска до Бородинского поля езды 10 километров); о том, что, как ни прискорбно, российские законы нисколько не мешают протаскивать сквозь сито муниципальных понятий разрешения на застройку музейных земель, и о том, что если так пойдёт и дальше, то празднества в 2012 году, конечно, состоятся, но на каком-нибудь другом поле.
А то и сразу начнутся в усадьбе Большие Вяземы, куда высокие гости во главе с президентом России по плану и должны переместиться после того, как станут свидетелями военно-исторической реконструкции Бородинской битвы… между коттеджами, построенными на 30 гектарах около деревни Фомкино – в месте расположения французского лагеря в 1812 году. Южнее деревни Семёновское, аккурат у памятников 2-й кирасирской дивизии генерала Дуке и лейб-гвардии Финляндскому полку, ставшему тут в каре и стоявшему насмерть. На 13 и 15 гектарах у Старого села и дачного посёлка Венки, как раз там, где рвались во французские тылы казачьи полки генерала Платова.
Конечно, директора Бородинского музея успокоили и пообещали разобраться. Но государственная комиссия пока больше не собиралась. Новых президентских указов на сей счёт нет. А общественный совет, созданный в помощь госкомиссии по инициативе культурного охранника господина Кибовского, поменявшего недавно федеральный статус на московский, дружно принимает решения о необходимости создать реестры, подготовить списки, опубликовать мартирологи, одобрить изготовление памятных медалей. Ну прямо Священный Синод сто лет назад!
Кстати, мне почему-то кажется, что это государственные комиссии и прочие структуры должны помогать обществу и общественным организациям. Если наоборот – возникает сомнение в потенции этих госкомиссий.
По свидетельству музейных работников Бородинского поля, новую партию стройматериалов завезли в заповедник 18 ноября. Совсем свеженькую! И экскаватор прибыл…
Мне совсем не хочется видеть глаза тех, кто решил поселиться, а значит, готовить вкусные ужины, читать детективы на уютном гамаке в тени яблони, принимать душ и пользоваться туалетом на Бородинском поле. Вполне вероятно, что эти люди учились в школах других государств и плохо знают русский язык и русскую историю. Бог им судья!
Мне очень хочется посмотреть в глаза главы сельского поселения Бородинское госпожи Склюевой и главы Можайского муниципального района господина Белановича. Судя по фамилиям, эти люди должны знать и русский язык, чтобы читать законы нашей страны в подлиннике, и русскую историю, с которой волею судеб они соприкасаются ежедневно. Я очень хочу посмотреть в глаза этих россиян! Хорошо бы, на заседании государственной комиссии по празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года!
Надеюсь, не мне одному хочется, но и уважаемым членам этой комиссии – вице-премьеру Жукову, министру иностранных дел Лаврову, министру культуры Авдееву, вице-спикеру Государственной думы Журовой…
Михаил Быков