Лишенцы
Кому-то всё равно, а кому-то приятно, что когда-нибудь за его гробом родственники, друзья, соратники и просто знакомые понесут на красивых подушечках из красного бархата заслуженно полученные усопшим награды. Прежде всего – государственные. Человек – он ведь что? Он существо тщеславное!
Как-то на днях за дружеским обедом узнал от компетентного соседа, что около миллиона моих соотечественников, имеющих отношение к городу Москве, отправятся в последний путь без всяких там подушечек. За исключением тех, конечно, для кого награждение медалью «В память 850-летия Москвы» не явилось единственным в жизни награждением государственной наградой. И ссылался мой компетентный сосед на Указ Президента России от 7 сентября сего года. Уверенно так ссылался!
Я поначалу опешил. Потом – усомнился. Даже нагрубил слегка. Но сосед в своём убеждении был твёрд, а в состоянии – трезв.
Проверить узнанное труда не представляло, и вскоре я получил все необходимые подтверждения. Действительно, 7 сентября 2010 года состоялся указ, согласно которому все юбилейные медали потеряли статус государственных наград. С точки зрения логики, может, оно и верно. Государственная награда – она ведь должна вручаться за что-то: за подвиг, за вклад, за беспорочную службу… А вот награда юбилейная – она не за что-то, она – по поводу. На память, так сказать. Тем, видимо, кому есть что вспомнить.
Но есть одно «но»! Правило, восходящее к истокам юриспруденции. А именно: закон обратной силы не имеет.
Медаль «В память 850-летия Москвы» была учреждена Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 1997 года. То есть более 13 лет назад. Получили её несколько сотен тысяч человек. Понятно, многих порадовали, что называется, «до кучи». Но по статуту медали она в обязательном порядке вручалась участникам обороны Москвы, награждённым медалью «За оборону Москвы», труженикам тыла, отмеченным другими государственными наградами, гражданам, внёсшим значительный вклад в развитие столицы.
Люди, ясное дело, радовались. Радовались самому факту награждения. Не забыли, оценили, поддержали! Радовались и тем льготам, что положены награждённым именно этой медалью. Льготы, конечно, скромные, но всё-таки. Они и статуса ветерана труда касаются. И пенсии. И даже бесплатного проезда на подмосковных электричках.
Вернее, касались. Теперь уже, наверное, нет. Потому как в указе от 07.09.10. пояснений на этот счёт не нашёл. Кто его знает, может быть, есть ещё какие-то подзаконные нормативы, но их обнаружить уже сложнее будет. Однако житейская логика опытного гражданина России подсказывает, что вместе со статусом растворились в прошлом и льготы.
Дилемму «яйцо-курица» никто до сих пор не отменил. И не разгадал. Кто тут разберёт, что во главе угла стояло? Весьма может статься, что экономические интересы государства, по-прежнему скромно живущего при цене нефти выше 80 долларов за баррель, толкнули специалистов из наградной комиссии на мысль о сокращении медалистов-льготников. И никак не наоборот. Меньше всего хочется думать о том, что статус столичной медали был изменён всего за 21 день до отставки прежнего мэра Юрия Лужкова.
Накипел и прагматический вопрос. Награждённые данной медалью (или какими другими, также выпавшими из реестра государственных наград), что вышли на пенсию в период с марта 1997 года по август 2010-го, 13 лет получали те самые льготы. Они же вкупе с награждёнными непенсионного возраста писали в анкетах о том, что имеют государственную награду, наконец, друзьям, родственникам, соратникам и просто знакомым рассказывали об этом факте с гордостью. И что теперь? Отнимут, ликвидируют, переоформят?
Как бы то ни было, но назовём вещи своими именами: государственных наград людей лишили. Без объяснения причин, без публичности, без извинений. Очень так современненько получилось. А как было в иное время?
В Российской империи наградная система была менее громоздкая. Потому – и более понятная. Имелась там и практика лишения наград. Причины? «В случае проступков, долгу и чести противных, или уголовного преступления». Лишение производилось исключительно по решению суда и с Высочайшего соизволения сообразно порядку, установленному в правилах об уголовном судопроизводстве.
СССР практику лишения государственных наград позаимствовал у империи. Начиная с 1930 года устанавливалось, что награждённые лица могут быть лишены орденов «лишь по специальным постановлениям ЦИК СССР или его Президиума на основании судебных приговоров, за порочащие гражданина поступки».
Самый известный прецедент из имперского периода – декабристы, лишённые чинов, орденов и дворянства. Но лишали и других: офицеров лейб-гвардии Семёновского полка, допустивших бунт в ротах в 1820 году, отставного майора Мартынова за убийство на дуэли Лермонтова, офицеров русского флота, сдавших корабли врагу во время Русско-японской войны.
Про советский период вспоминать не хочется: там практика с теорией частенько не совпадала.
А хочется о том, что вековая слава ордена Святой Екатерины, учреждённого 7 декабря 1714 года Петром Первым, и ордена Святого Георгия Победоносца, учреждённого 7 декабря 1769 года Екатериной Второй, сильна прежде всего тем, что предки наши к наградам российским относились трепетно и уважительно.
Михаил Быков