Вселенский переполох
Книга «Великий замысел» породила немалый ажиотаж. Авторы – знаменитый британский физик Стивен Хокинг и его американский коллега Леонард Млодинов – рассказывают в ней о происхождении вселенной. Это не первый их совместный труд, они уже выпустили сообща «Кратчайшую историю времени».
Стивен Хокинг – живая легенда. Этот прикованный к инвалидной коляске и лишённый дара речи учёный сделал ряд выдающихся открытий и воплотил собой победу интеллекта над немощной плотью. Пару лет назад он даже собрался слетать в космос, но новые проблемы со здоровьем не позволили сделать это. Хокинг хорошо владеет научно-популярным жанром, и его книги легко становятся мировыми бестселлерами. В этом плане не отстаёт от него и соавтор, который вдобавок приложил руку к знаменитому американскому телесериалу «Звёздный путь. Новое поколение». Так что написана новая книга блестяще.
Но шум накануне её выхода в свет поднялся по другой причине. В начале сентября лондонская «Таймс» опубликовала выдержки из «Великого замысла», где авторы утверждали, что происхождение вселенной не нуждается в гипотезе Бога. «Благодаря закону гравитации, вселенная может сотворить себя из ничего. То, что есть нечто, а не ничто, существует вселенная и мы с вами, объясняется именно этим спонтанным творением. Ни к чему призывать Бога, чтобы он запалил фитиль и привёл в движение вселенную».
В этом рассуждении скрыт отсыл к знаменитой максиме австрийского философа Людвига Витгенштейна: «Тайна не то, как мир есть, а что он есть». Хокинг и его соавтор претендуют на то, что им удалось если не раскрыть эту тайну, то подступиться к ней. Вкратце их логика такова. Они опираются на так называемую «М-теорию», согласно которой существует множество вселенных. Богословы, настаивая на божественном замысле, утверждают, что жизнь не могла возникнуть случайно, она слишком сложна для этого. Но если вселенных великое множество, неизмеримо возрастает и шанс случайного зарождения жизни. В этом и заключается «Великий замысел», который вовсе необязательно именовать божественным. Вселенная возникла спонтанно.
Публикация в «Таймс» произвела эффект разорвавшейся бомбы. И дело здесь вовсе не в отказе от «гипотезы Бога». Кто из естествоиспытателей не отказывался от неё за последние 200 лет – от Пьера Лапласа, которому приписывают авторство бойкой фразы, до Пола Дирака. Воинственный атеизм последнего даже заставил одного из его коллег пошутить: «Бога нет, и Дирак пророк его». Но Хокинг никогда не причислял себя к агрессивным безбожникам. В одной из прежних своих книг он даже допустил, что когда учёные обнаружат фундаментальные законы природы, они «познают Божественный разум». Конечно, это можно понять как метафору, но она явно не из словаря таких борцов с религией, как Ричард Докинс, автор недавно переведённого у нас бестселлера «Бог как иллюзия». И вот Хокинг высказался более жёстко, чем прежде. Докинс воспринял публикацию в «Таймс» как дар, пусть и не свыше. Дарвин нанёс сокрушительный удар по религии, заявил он, а вот физики не проявили научной солидарности. Наконец-то Хокинг добил врага.
Понятно, британские религиозные лидеры не могли остаться в стороне от столь горячих дебатов. Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс отмёл аргументы Хокинга как малоубедительные. Бог – это не затычка, которой можно закрывать лакуны в научном знании, а разумная живая сущность, от которой зависит мироздание. Физика сама по себе не отвечает на вопрос – почему есть нечто, а не ничто. То есть претендовать на раскрытие «витгенштейновской тайны» она не может. Его поддержал и один из лидеров британского иудаизма лорд Джонатан Сакс – дело науки объяснять, а религии интерпретировать, и не стоит сталкивать их лбами. Примерно в этом ключе высказался и астроном Ватиканской обсерватории иезуит Гай Консольманьо. Пространство и время подчиняются законам, о которых говорит Хокинг, но не является ли Бог причиной того, что это происходит так, а не иначе? Не сотворил ли он эти законы для упорядочивания мироздания?
Жаркие дебаты в Британии и далеко за её пределами дали один вполне конкретный результат: число заявок на покупку новой книги в самом известном интернет-магазине «Эмазон» стало расти как на дрожжах, и она мгновенно вышла на первое место. Судьба бестселлера была уготована ей ещё до выхода в свет.
Вряд ли стоит упрекать Хокинга и его американского соавтора в том, что они отвергли гипотезу Бога исключительно из меркантильных соображений. Хокинг никогда не скрывал своих взглядов агностика, он и раньше говорил, что Бог не вмешивается в действие природных законов, даже если они и являются его творением. Сейчас он сделал акцент на божественном невмешательстве, но всё равно, скорее, остался в рамках агностицизма. Летом этого года он заявил в одном из интервью, что вовсе не возражает, если кто-то считает, что законы физики – дело рук Бога. От воинственной позиции Докинса это в любом случае далеко. Так что тот поспешил зачислять его в свои безоговорочные союзники.
А вот люди, которые занимаются раскруткой книги, выбрали для публикации в «Таймс» отрывок, упоминающий Бога, вовсе не случайно. Они хорошо понимали, что именно это привлечёт публику и вызовет яростные споры. А значит, впрямую повлияет на рост продаж.
Сейчас можно услышать много разговоров о падении посещаемости церквей в Западной Европе и триумфальном шествии секуляризации. На первый взгляд, это так. Блиц-опросы, которые ряд британских газет провёл накануне выхода «Великого замысла», подтвердили, что больше половины читателей не верит, что Бог создал Вселенную. Но мировоззренческие споры на эту тему мало кого оставляют равнодушным. На сайтах европейских газет именно статьи о книге Хокинга и Млодиного вызывают больше всего комментариев. И пока продолжаются эти жаркие дебаты, можно смело утверждать, что вопросы веры по-прежнему занимают немалое место в умах и сердцах европейцев. Вот если им на смену придёт холодное равнодушие – тогда другое дело.
Борис Фаликов