EN
 / Главная / Публикации / Митра для дам. Англиканская церковь готовится ввести женский епископат

Митра для дам. Англиканская церковь готовится ввести женский епископат

15.07.2010

Генеральный синод Церкви Англии продемонстрировал высочайший драматизм, которому могли бы позавидовать лучшие английские театры. На протяжении четырёх дней сторонники и противники женского епископата держали в напряжении британскую публику, но так и не смогли переубедить друг друга.

Казалось бы, сколько можно? Прошлый Синод в принципе уже открыл женщинам дорогу в епископы, правда, этой дороге предстояло быть долгой и тяжёлой. Но тогда победа либералов поставила Церковь Англии на грань раскола. И вот два высших её иерарха – архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс и архиепископ Йоркский Джон Сентаму – предложили новый компромисс, который мог бы удержать традиционалистов в лоне церкви. Согласно их хитроумной поправке, епархии, которые в будущем (не ранее 2014 года) могли бы возглавить женщины, получили бы параллельных епископов-мужчин. И те консервативные приходы, которые не захотели бы подчиняться епископам женского пола, могли бы благополучно этого не делать.

Компромисс был близок к принятию, за него проголосовали епископы и миряне, но всё же провалился. Против оказалась палата священников (голосование проводится в трёх палатах раздельно), где верх взяли напористые священницы. Женщин в Церкви Англии рукополагают с 1994 года, они невероятно активны и страстно борются за своё будущее. Компромисс показался им очередным покушением на их права.

Значит ли это, что теперь раскол неизбежен? Споры о женском священстве продолжаются в христианских конфессиях уже давно. Консерваторы утверждают, что различие между мужчинами и женщинами имеет сущностный характер, то есть речь идёт не только о физических, но и метафизических вещах. Не случайно Христос избрал апостолов из мужчин и не включил в их число свою мать. Это выбор Бога. Аналогичным образом он избрал воду для крещения, хлеб и вино для причастия. Эти вещи ничем не лучше других, так и мужчины ничем не лучше женщин. И те и другие равно могут быть святыми. Но они призваны служить церкви по-разному.

Нет, утверждают либералы, различия не уходят так глубоко. Они определяются историей и культурой. Во времена Христа и ранней церкви общество жило по патриархальным законам, и женщины играли подчинённую роль. Иисус бросил вызов этим условностям (вспомним о роли женщин в его окружении), но Церковь их в конечном счёте кодифицировала. Вернулась к общепринятым нормам. Однако сегодня их никак не назовёшь общепринятыми. Меняется роль женщин в культуре, должна она меняться и в церкви.

У католиков и православных победа определённо за консерваторами. В обеих церквах большую роль играет Предание, а отцы Церкви однозначно высказались против женского священства. На Западе это среди прочих утверждал сам блаженный Августин, на Востоке не менее авторитетный Иоанн Златоуст.

У протестантов дело обстоит иначе. Они отвергли Предание, сохранив лишь авторитет Писания. Именно в Библии они нашли подтверждение реформаторским идеям. Например, Мартин Лютер основал на Новом Завете свою идею о священстве всех верующих. Деление на священников и мирян было отвергнуто. Теоретически это открывало дорогу к алтарю и женщинам.

Первые пасторы-женщины появились уже в XIX веке. Либеральные протестантские богословы нашли в Библии основания для этого новшества. Но протестанты-консерваторы поискали и нашли опровержения. Война интерпретаций продолжается по сей день.

В Церкви Англии споры носят наиболее острый характер. Причина в том, что церковь эта реформирована не до конца. Формально протестантская, она сохраняет немало общего с католичеством. Поэтому неудивительно, что в ней сложилось крыло так называемых англо-католиков, которые остро реагируют на всякие протестантские новшества. И мечтают восстановить каноническое общение с Римом. Женское священство, а уж тем более женщины-епископы ставят на этих надеждах крест.

Ватикан уже вызвался помочь тем англо-католикам, которых женский епископат не устраивает ни в какую. В прошлом году Папа Бенедикт XVI опубликовал апостольскую конституцию, которая позволяет целым англиканским общинам переходить в лоно Католической церкви, сохраняя при этом свои главные богослужебные традиции и даже частичное самоуправление. И самые рьяные англо-католики заявляют, что готовы лишится приставки «англо». Один такой массовый исход уже случился после 1994 года, когда женщин начали рукополагать.

Дело усугубляется тем, что в раскол могут уйти не только англо-католики, но и многие англо-евангелики. У этих двух групп мало общего. Евангелики – протестантское крыло Церкви. Но консервативной их части женское священство никак не по душе. Они Библию толкуют совсем не так, как либералы. Складывается парадоксальная ситуация: под англиканское единство совместными усилиями фактических антиподов заложена мощная бомба. Англо-евангеликов давно уже готовы принять под свою юрисдикцию их единомышленники в Африке, где традиционализм на подъёме. Ведь Англиканское содружество, сохранившееся на обломках Британской империи, охватывает собой полмира.

И всё же раскол не так неизбежен, как это кажется. Во всяком случае, выяснение отношений может затянуться надолго. Во-первых, прошедший Синод всё же оставил место для компромисса. Было решено, что решения по традиционалистам в будущем смогут приниматься на епархиальном уровне. Во-вторых, законопроект по женщинам-епископам может быть вынесен на голосование Синода в 2012 году, только если он будет одобрен синодами епархиальными. В-третьих, он будет принят лишь в том случае, когда за него проголосуют две трети епископов, священников и мирян. Нет – и процесс должен начинаться заново. Всё это оставляет традиционалистам разных толков большое пространство для манёвра.

Есть и ещё один сдерживающий фактор – материальный. Тем, кто захочет покинуть лоно церкви Англии, вряд ли будут выплачены денежные компенсации, как это случилось с теми, кто прибился к католикам в знак протеста против женского священства после 1994 года. Едва этот вопрос был поднят на нынешнем Синоде, как в зале раздалось возмущённое буканье. И его обсуждение решили отложить. Ну а тем, кто захочет уходить под юрисдикцию заморских епископов, будет очень сложно сохранить свои храмовые здания. И вряд ли очень напористые, но бедные африканские традиционалисты смогут помочь им в этом вопросе.

Борис Фаликов

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева