Нетрадиционный фокус
В Москве побывал с визитом викарий епархии Ковентри епископ Варвикский Джон Роналд Ангус Строян. Он состоит в Международной комиссии по православно-англиканскому диалогу и является одним из попечителей Фонда святого апостола Андрея. Этот фонд помогает восточноевропейским Православным церквам в обучении студентов в британских университетах.
Епископ встретился с зампредом ОВЦС игуменом Филиппом (Рябых) и обсудил с ним нынешнее состояние отношений между Церквами. Увы, отношения эти переживают не лучшие времена. Во многом это объясняется тем, что в ряде церквей Англиканского содружества либерализация богословия и церковной практики зашла слишком далеко. Во всяком случае, так считают Православная и Католическая церкви, которые критикуют женское священство и епископство и возмущаются рукоположением в священники (а теперь уже и поставлением в епископы) гомосексуалистов и лесбиянок.
Епископ Строян рассказал, что лидер Англиканского содружества архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс недавно осудил тех, кто нарушает мораторий на ординацию геев и лесбиянок, и предложил исключить их из богословского диалога с католиками и православными, поскольку они не выражают взглядов всего Содружества и тем самым создают о нём ложное представление. Да, это так. Но одновременно Роуэн Уильямс подверг критике и тех, кто нарушает другой мораторий – на «незаконное пересечение границ». Речь идёт о попытках консервативных церквей возводить в епископский сан традиционалистов внутри либерального лагеря, то есть раскалывать врага изнутри. Таким образом, архиепископ Кентерберийский в обычной для себя манере попробовал приструнить как англиканских либералов, так и консерваторов, чтобы удержать Содружество от раскола. Но с каждым годом делать это ему становится всё труднее.
Англиканское содружество – наследие Британской империи. Империя давно уже приказала долго жить, а англиканские епархии в бывших колониях остались и стали церквами. А это не только Африка и Индия, но и Австралия, Канада, США, то есть страны совершенно разной культуры. Раз в десять лет духовный лидер Содружества – глава Церкви Англии – созывает епископов к себе в гости в Кентербери и обсуждает с ними, как столь разным людям оставаться и дальше вместе. Эти встречи называются Ламбетскими конференциями.
Уже не первый год англиканские церкви никак не могут согласиться, как им относиться к гомосексуализму. И это неудивительно. В Африке гомосексуальные отношения нередко вне закона. И христиане, и мусульмане считают их частью империалистического заговора против Чёрного континента: раньше нас грабили, а теперь развращают. Африканские пастыри находят в Библии осуждение мужеложства и не жалеют красноречия на борьбу с ним. Совсем иная картина на Западе, особенно в Северной Америке. Там геи вовсю сражаются за свои права, в том числе и в церковной жизни. В США епископалы (американская ветвь англиканства) возвели в сан епископа Нью-Хэмпшира открытого гомосексуалиста Джина Робинсона, а канадские англикане стали благословлять однополые браки.
Поляризация достигла в Содружестве такой силы, что многие предрекали ему скорый конец. В этой сложной ситуации епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс проявил себя как незаурядный политик. На последней Ламбетской конференции два года назад он убедил непримиримых оппонентов в том, что для сохранения хрупкого единства необходимо объявить три моратория. Первый – на рукоположение гомосексуалистов, второй – на благословение однополых браков, а третий – на «незаконное пересечение границ». В заключительном слове Роуэн Уильямс подчеркнул, что главное преимущество Содружества в том, что оно утверждает единую систему высших ценностей для самых разных культур и тем самым помогает их сближению. Но с трудом достигнутый компромисс оставил массу недовольных как слева, так справа. Они наперебой утверждали, что архиепископ готов пренебречь истиной для сохранения формального единства.
За прошедшие два года недовольство вылилось в прямые нарушения мораториев. В мае этого года американка Мэри Гласспул была избрана викарным епископом Лос-Анджелесской епархии. Либералы ликовали, напоминая, что епископальная церковь всегда была на гребне перемен. Она одной из первых в США выступила против рабства и по сей день сражается против социальных и культурных стереотипов. Консерваторы негодовали: во время выборов нового епископа из церкви были выведены несколько человек, выкрикивающих гомофобские лозунги. Избрание Гласспул должно получить одобрение всего епископата церкви, и этот процесс может затянуться. Но глава Епископальной церкви США Катарин Джеффертс Шори поддерживает кандидатуру Гласспул, как в своё время поддержала избрание Джина Робинсона. Она выступает и за освещение однополых браков.
Тем временем не сидят на месте и консерваторы. Вирджинские традиционалисты ушли в раскол под началом Мартина Миннса, который был поставлен в епископы Англиканской церковью Нигерии. Теперь Миннс возглавляет новую епархию, которая ведёт имущественную тяжбу со старой. Кто бы мог подумать, что оплот конфедератов – сторонников рабства – Вирджиния приютит у себя епархию африканской церкви, да ещё в качестве форпоста борьбы с ненавистными либералами. История сыграла с американцами очередную постмодернистскую шутку.
Эти два случая нарушения мораториев, с трудом принятых на последней Ламбетской конференции, и имел, прежде всего, в виду архиепископ Кентерберийский, когда выступил на Троицу со своим заявлением. И как обычно подвергся критике и слева и справа. Консерваторы ругали его за то, что он не решился вывести епископальную церковь США из руководящих органов Англиканского содружества, и проштрафившаяся Катарин Джеффертс Шори будет по-прежнему принимать участие во встречах примасов англиканских церквей. Либералы недовольны его упрёками в свой адрес и считают, что он недостаточно активно препятствует «незаконному пересечению границ» со стороны традиционалистов. Отчаянные попытки лидера Англиканского содружества удержать его от распада наталкиваются на глубокие противоречия между его членами. Вряд ли в ближайшее время они пойдут на спад. Проблема рукоположения гомосексуалистов стала тем фокусом, в котором эти противоречия концентрируются и достигают максимальной остроты.
Однако в такой напряжённой ситуации архиепископ Кентерберийский не забывает о диалоге с православными и католиками. Исключив из него сторонников рукоположения гомосексуалистов как не представляющих взгляды Англиканского содружества в их полноте, он принял меры, чтобы диалог этот окончательно не зашёл в тупик.