SPA FRA ENG ARA
EN

Как царь Пётр в Великом посольстве почивал

12.03.2014

Юный Пётр, обучаясь кораблестроению под видом русского плотника, провёл в 1697 году на верфях голландского города Заандама восемь августовских дней. Теперь, спустя три с лишним века, точную копию деревянного двухкомнатного домика, где жил русский царь, Заанский музей преподнёс Московскому государственному объединённому музею-заповеднику. Презент любопытный, и о нём мы подробно скажем несколько ниже. А сначала — о том, что ещё сто лет назад подлинный голландский домик Петра был... настоящим кусочком Российский империи в Королевстве Нидерланды.

Домик Петра в Коломенском

Когда Пётр с Великим посольством отправился в Западную Европу, скромному жилищу кузнеца Геррита Киста было примерно семь десятков лет. Со своей образцовой любовью ко всему мемориальному, которую неплохо было бы в разумных масштабах перенять, жители маленькой Голландии не могли допустить разрушения своеобычной экс-резиденции русского царя.

В конце XVIII века здесь с визитами побывали сначала главнокомандующий Российским флотом граф Орлов, а затем и наследник престола Павел Петрович. Потом младшая из шести дочерей Павла великая княгиня Анна Павловна выйдет замуж за принца Вильгельма Оранского, и сразу после петербургской свадьбы в августе 1816 года молодые супруги прибудут в Нидерланды. Через пару лет у четы появляется наследник, и обрётший внука счастливый король Вильгельм I дарит своей невестке Петров домик. С этого момента памятник получает королевский статус, принцесса Анна с энтузиазмом принимается за его благоустройство и нанимает специального смотрителя. Ну а занявший королевский престол внук Анны и Вильгельма — король Вильгельм III — передал домик российскому императору Александру III и начал его реставрацию. Завершить этот процесс суждено было уже Николаю II в 1895 году, и с этого момента Нидерланды официально признали домик Петра российской территорией в Заандаме.

Наверное, кто-то презрительно хмыкнет: 42 квадрата, две малюсенькие комнаты — было бы о чём говорить! Да и жил-то царь там всего неделю с хвостиком, а уж Голландии этот дом и вовсе незачем. И тем не менее на протяжении двух веков, нескольких поколений мы наблюдаем удивительное для нас отношение к исторической памяти. Ну а когда в России грянула революция (нечего и говорить, что новая власть поспешила отречься от всякого зарубежного имущества, не сулившего немедленной прибыли), российское консульство попросило муниципалитет Заандама временно принять на себя попечение о домике. «Временный» статус затянулся на пять с лишним десятилетий: официально муниципальную собственность на здание Заандам оформил только в 1971-м, а музеем оно стало и вовсе лишь десять лет назад. Теперь это, между прочим, старейшая в Нидерландах деревянная постройка. В 2000-е годы музей бережно её отреставрировал, и сейчас там демонстрируется большая коллекция мемориальных вещей Петра Великого.

И вот перекрёстный год Голландии и России венчает передача нашей стране точной копии этого удивительного памятника. Голландцы тщательно подобрали все комплектующие, стройматериалы и цельные компоненты и переправили их в контейнерах своим военным кораблём Friesland в Санкт-Петербург. Оттуда в Москву груз доставила отечественная коммерческая структура, а собрали домик на месте совместно представители инженерных войск Голландии и России. До мельчайших подробностей воссозданы даже восторженные надписи на стенах и на оконных стеклах, которые экскурсанты оставляли на заандамском оригинале в течение долгих десятилетий.

Домик Петра в Коломенском. Спальная ниша

Теперь в Коломенском есть своя маленькая Голландия. Впечатление усиливается оттого, что домик поставили рядом с новым местом «прописки» экспозиции деревянного зодчества под открытым небом — на низменном болотистом берегу реки Жужа.

— Конечно, это копия-новодел, поэтому подлинных предметов Петра I вы здесь не увидите, — рассказывает главный хранитель Московского государственного объединённого музея-заповедника заслуженный работник культуры РФ Ольга Полякова. — Но специально к открытию этой экспозиции мы отреставрировали обитый кожей дорожный сундук конца XVIII века из наших фондов — как раз такие брали с собой делегаты Великого посольства. Ещё здесь — подлинные предметы того времени: стулья, книги по кораблестроению и навигации, модель морского корабля.

Буквально воспроизведены не только габариты и фасады заандамского домика, но и его интерьеры. Так, в центре — знаменитая голландская спальная ниша, отгороженная от остального пространства деревянными дверцами. Причём по сравнению с сохранившимися в нидерландских фольклорных парках старинными деревенскими домами место для ночного отдыха Петра не в пример просторнее и на пресловутый «ящик из шкафа» никак не тянет. Тут можно спокойно перевернуться, раскинуть руки — хотя, конечно, Петру с его более чем двухметровым ростом вытянуться во всю длину всё равно было затруднительно. Дело в том, что спали в таких укромных «комодах» полусидя: это считалось полезным для здоровья. А чтобы не топить ночью весь дом, под ложе для тепла подкладывали в специальный выдвижной рундук раскалённые угли в керамических горшках.

Жаль, но этот важный элемент голландцы не воссоздали. Зато преподнесли нам одну подлинную деталь заандамского домика! Кованой оконной петле XVII века в экспозиции уделено почётнейшее место: эту реликвию минувшим летом случайно обнаружили в ходе укрепления фундаментов исторического строения и отправили вместе с «жилкомплектом» в Россию. Наверное, Пётр в этот момент на небесах слегка улыбнулся...

Дмитрий Анохин

Что ещё посмотреть? Мультимедийная экспозиция знакомит с историей Великого посольства — дипломатической миссии России в Западную Европу, предпринятой Петром I в 1697–1698 годах. На интерактивной карте можно проследить маршрут посольства, обширный иллюстративный материал позволит увидеть посещённые страны и города, понять, какие знания молодой царь приобрёл в Европе и как он использовал их в будущем преобразовании России. Среди натурных экспонатов — портреты Петра I и его жены Екатерины I, произведения графики, точный список чудотворного Спаса Нерукотворного образа начала XVIII века из петербургского домика Петра, сопровождавшего царя в военных походах.

Также по теме

Новые публикации

«Словно» – многофункциональная единица русского языка, способная выступать в роли разных частей речи. Постановка знаков препинания при этом всегда будет зависеть от её синтаксической роли и контекста.
Сергей Есенин, чьё 130-летие отмечают по всему миру, поэт не только русской души и Русского мира, но всемирного значения. Это доказано переводами его стихов на 150 языков, открытием Есенинских центров от Китая до Палестины. И, наконец, тем, что поэтом общечеловеческим Сергея Есенина назвали не в России, а в Великобритании.
Десять студентов из Нигера приступили в сентябре к обучению в вузах Сибири – технических университетах Новосибирска и Томска. В рамках целевого набора их направила в Россию местная нефтяная компания. Перед отъездом они прошли 10-месячную подготовку в партнёрском Русском доме в Нигере, получили знания по русскому языку и российской культуре.
Существительное «мастер», давно укоренившееся в нашем языке, имеет несколько значений. Его используют применительно к ремесленникам, ученым, спортсменам, профи в различных сферах... Проследим путь этого древнего интернационального слова и уточним его семантику.
Имя Александра Михайловича Василевского зачастую оказывается несколько в тени «звёзд» Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Конева... Между тем без его глубоких знаний, смекалки, решимости и личного участия не обошлась ни одна масштабная боевая операция Великой Отечественной войны.
Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Русский культурный хаб DACHA в столице Малайзии Куала-Лумпуре - доброжелательная среда для шести тысяч русскоязычных жителей Малайзии, живущих в основном в столице страны. Его хозяйка – учёный-востоковед Полина Погадаева – старается сделать атмосферу центра аполитичной и дружелюбной для всех, кому важно сохранять русский язык и культуру.
«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».