Три века Дуровых в Москве
На прошлой неделе в Москве произошло не громкое, но тем не менее примечательное событие. 30 ноября в театре «Уголок дедушки Дурова» состоялась церемония передачи 152 икон Русской православной церкви. Все иконы принадлежали Наталье Дуровой – человек религиозный, она собирала коллекцию на протяжении четверти века. Хотя со дня её смерти минуло пять лет, воля Натальи Юрьевны исполнилась только сейчас. Это событие – ещё одно напоминание о скрытой, глубокой стороне жизни публичных персон и хороший повод вспомнить о знаменитой династии.
...Минувшей зимой исполнилось 100 лет со дня открытия на московской Старой Божедомке (ныне – улице Дурова) уникального театра, который сегодня зовётся «Уголком дедушки Дурова». А через полгода, 7 июля 2013 года, исполнится 150 лет со дня рождения коренного москвича, дворянина Владимира Леонидовича Дурова, чья прабабушка – легендарная кавалерист-девица Надежда Дурова – и была основоположницей знаменитой артистической династии. Не только цирковой – один из лучших русских актёров современности народный артист СССР Лев Константинович Дуров в своих мемуарах не без ехидства пишет о том, что его цирковые родственники «признали» его только после того, как он прославился.

Владимир Леонидович Дуров – не только великий артист, до конца не признанный сегодня замечательный учёный (достаточно вспомнить его совместные физиологические опыты с Бехтеревым и Павловым, издававшийся им научный журнал), но и один из «вечно живых» символов Первопрестольной. Таких, как Василий Блаженный, Павел Третьяков, Владимир Гиляровский…
Сегодня на бывшей Божедомке, увы, ничто, кроме чудом уцелевшего во время зачисток исторической застройки дуровского дома, не напоминает о нём. Вокруг только монументы людям – нет спора, памяти заслуживающим! – в мундирах и орденах. Но где был бы более уместен памятник «дедушке Дурову», как не на Божедомке?
Есть замечательная символика в том, что дом старший Дуров купил на улице именно с таким названием. Божедомка – Божий дом, обитель милосердия, взаимопомощи, добра. Его фигура более чем актуальна для сегодняшних дней, когда буквально каждый встречный и на дороге, и на тротуаре, кажется, обожрался пресловутого «озверина» из популярного мультфильма.
«Здесь я могу безбоязненно протянуть руку коту или псу, не боясь быть укушенным или исцарапанным, – говорил мне в интервью один из знаменитых диссидентов советской поры, живущий ныне в Англии. – А в Москве я боюсь подать руку человеку – вдруг откусят!» И знаменитая реплика: «Господа, вы – звери!» – вовсе не кажется сегодня пресловутой фигурой речи.
А чему учил Владимир Дуров, с юных лет полюбивший «братьев наших меньших»?
Каковая любовь, кстати, совсем не вязалась с дворянскими грамотами. Тому, что в общении с животными абсолютно недопустимы никакие болевые воздействия – только лакомство, только ласка, только доброе слово. Только терпение. Коих так не хватает на арене современной жизни представителям рода Homo sapiens.
При этом и Владимир Дуров, до «дрессуры» выступавший в качествах силача, фокусника, куплетиста и прочая, как и разделивший его цирковую стезю младший брат Анатолий вовсе не были «добренькими» – именно они первыми обратились к публике с арены, до того видевшей в исполнении клоунов только бессловесный мордобой. Неспроста называл себя старший Дуров «народным клоуном».
Многое далось в жизни Владимиру Леонидовичу Дурову – и зрительский успех, и семья, и собственный дом, уцелевший в вихрях русской революционной смуты. Не повезло с одним – не было наследника, только наследницы. Да и старшая дочь ушла из жизни очень рано. Её юного сына, своего внука Юрия, родоначальник династии усыновил, так что Юрий Владимирович (1909-1971) имел уникальный статус: биологически он был внуком Владимира Леонидовича, а юридически – сыном. Юрий-старший унаследовал родовую профессию дрессировщика, но отличился и в кинематографе – блестяще сыграл Уинстона Черчилля в киноэпопее «Освобождение».

Дочерью его была Наталья Юрьевна (1934-2007) – поистине достойная внучка-правнучка великого деда. На арене выступала с четырёх лет, в девять была вписана в трудовую книжку отца – как ассистентка. Была известна как дрессировщица морских животных. Имела ветеринарное образование, но успела закончить и Литературный институт – опубликованные книги обнаруживают незаурядное литературное дарование. Однако главным её делом был, несомненно, «Уголок дедушки Дурова», который она возглавила в 1978-м, после смерти Анны Владимировны, младшей дочери Владимира Леонидовича. «И наконец, – вспоминала она, – пришла моя очередь. Бабушка, держа меня за руку, привела в "Уголок". И с тех пор я не расстаюсь с любимым театром. Росла я, можно сказать, среди животных и видела, как отец ласково и терпеливо дрессирует их. Я тоже училась понимать повадки животных и бережно обращаться с ними. Навсегда запомнила я слова отца и дедушки о том, что сначала надо узнать животное, все его особенности и привычки, и только после этого можно его учить какому-нибудь номеру».
Народная артистка СССР Наталья Дурова в силу своего статуса была человеком, как принято говорить, публичным. И в общественной деятельности, и в цирке, и в литературе, и в моде – несколько её платьев попали в собрание знаменитого историка моды Александра Васильева. Но было, естественно, и то, что скрыто от посторонних глаз. Или если даже и не скрыто, то не афишировалось. Как коллекция икон, собиравшаяся на протяжении четверти века в её кабинете в «Уголке дедушки Дурова» и бывшая отражением её глубокой веры, о которой в советские годы не принято было говорить в открытую.

Возможно, она не была коллекционером в высоком научном смысле этого слова – как, скажем, другой «ангел-хранитель» Москвы Павел Михайлович Третьяков. Но разве отсутствие солидного научного базиса уменьшает ценность собрания, в которое входят как специально покупавшиеся, так и подаренные во время гастролей иконы? Около половины его численности составляют образы Божьей Матери – Казанской, Владимирской, Иверской, Фёдоровской, Тихвинской...
Икон – 152. Все они написаны в конце XIX – начале ХХ века. Странная ассоциация: ещё совсем недавно иконы этой поры – своего рода «братья наши меньшие» – считались недостойными внимания учёного-искусствоведа. Но искусствоведение – одно, а реальная вера – совсем иное... Незадолго до смерти Дурова завещала коллекцию Русской православной церкви, но сам процесс передачи занял ровно пять лет.
– Наверное, среди присутствующих нет ни одного человека, и я – не исключение, которого в детстве не приводили бы сюда, кто не видел бы знаменитой мышиной железной дороги, – сказал, принимая дар, заместитель ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел. – Все мы знаем, что «Уголок дедушки Дурова» – это дом радости, радости и для детей, и для взрослых. И нам отрадно сознавать, что через свой дар Наталья Юрьевна – и спустя столько лет после своей кончины! – продолжает дарить людям добро и радость. Вечная ей память
В ответ на вопросы, связанные с дальнейшей судьбой коллекции, отец Павел ответил, что решать её судьбу будет Патриарший совет по культуре, но, скорее всего, иконы будут переданы в разные московские церкви, в частности, в те, что строятся по проекту возведения двухсот храмов шаговой доступности.
Отвечая отцу Павлу, нынешний художественный руководитель «Уголка дедушки Дурова» Юрий Дуров, брат дарительницы, конечно, посетовал на то, что процесс передачи растянулся на столь долгое время. Но отметил, что дата передачи коллекции непосредственно связана с деятельностью уголка Дурова: передача происходила 30 ноября, во Всемирный день слонов, а Юрий Дуров известен именно как их дрессировщик. Да и голоса выступающих то и дело оттенялись голосами тех, о ком Владимир Леонидович Дуров сказал бы коротко и просто: «Мои звери».
Между тем на арене уже появилось новое поколение великого циркового семейства – Наталья Юрьевна Дурова-младшая дебютировала на ней в пятилетнем возрасте. И уже попробовала себя – по примеру отца – в дрессировке слонов.
Вот уж действительно, Дуровы – навсегда.
Георгий Осипов