Как в морском обычае ведётся
Пётр, как известно, очень любил собирать всякие диковины, и создание знаменитой Кунсткамеры – лучшее тому подтверждение. Но даже он, подписывая указ о создании Модель-камеры, явно думал не о музейных экспонатах, а о вещах сугубо практических. Такие модель-камеры были в те времена на любой крупной судоверфи и исполняли они, по-нынешнему говоря, роль информационной базы, своего рода банка данных о ранее построенных типах судов. И, посетив с Великим посольством Голландию, Пётр, естественно, не мог не думать о создании их аналога в России.
Но Модель-камера, первоначально размещавшаяся в Адмиралтейской палате «под шпицем», постепенно стала накапливать не только чертежи и рабочие макеты судов, но и многочисленные реликвии молодого российского флота. В итоге их накопилось столько, что Александр I издал специальный указ о создании морского «музеума». Но, как ни странно, просуществовал он в этом статусе очень недолго.
Сменивший его венценосный братец особых симпатий к флоту не испытывал. А потому и воспользовался предложением одного из высокопоставленных петербургских бюрократов музей попросту... ликвидировать под предлогом того, что в нём накопилось слишком много предметов, не имеющих никакого отношения к флоту. Так с одним из любимых детищ Петра было покончено буквально одним росчерком пера – покончено аж на сорок лет. Экспонаты «заботливо» перераспределили по другим ведомствам.
В 1867-м, на волне общественного подъёма и огромного роста интереса к морской тематике – достаточно вспомнить великого энтузиаста морского дела великого князя Константина и его любимый «Морской сборник», который был в те времена одним из самых популярных журналов, – Военно-морской музей был возрождён и разместился в просторном западном крыле Адмиралтейства. Где и просуществовал сто двенадцать лет, пока не переехал накануне Великой Отечественной в одно из лучших зданий Петербурга – Биржу на стрелке Васильевского острова.
Но и этот адрес, как выяснилось уже в нынешнем веке, оказался не последним. Биржу, очевидно, будут использовать по прямому назначению, а для одного из старейших музеев России за счёт городской казны – окончательная сумма расходов составила 3, 5 миллиарда рублей – были реконструированы просторные Крюковы казармы. Их торжественное открытие состоялось в июне минувшего года. Сколько займёт неспешный и основательный процесс переезда – не известно, но на музейном сайте в канун 2011-го появилась информация, что весь нынешний год проработает в старом здании, вне которого бывшую Модель-камеру представить по-прежнему очень трудно...
Георгий Осипов