Васильев вечерок
14 января – старый Новый год, по дореволюционному календарю – Васильев день. День Василия Великого в народном календаре был чрезвычайно важным по его влиянию на весь последующий год. Крестьяне вечером под Васильев день отмечали старинный праздник «авсень», или «овсень», – старинный, известный едва ли не с языческих времён земледельческий праздник, связанный с обрядом задабривания будущего урожая.
В чернозёмных губерниях дети, рассыпая по дому зёрна ярового хлеба, приговаривали: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, а и стало бы жита на весь мир крещёный». Хозяйка дома лично собирала зёрна с пола и хранила их до посева. На Украине этот же обряд совершался с песнями и плясками.
Звёздная, морозная ночь на Василия Великого – хранителя садов от червя и порчи – обещала богатый урожай ягод. Хозяева – хранители дедовских традиций – новогодним утром обязательно выходили в сад и встряхивали плодовые деревья, приговаривая: «Как отряхиваю я бел-пушист снег, так отряхнёт и червя-гада всякого святой Василий!»
Кроме того, Василий Великий, он же Василий-свинятник, считался покровителем свиней и свиноводов. А свинья, как известно, в славянской традиции – символ изобилия и плодородия. Недаром, к примеру, на Украине над входом почти в каждую хату можно было увидеть изображение упитанной хрюшки в венке из колосьев. Именно поэтому непременным украшением новогоднего стола были пирожки со свининой, варёные свиные ноги и вообще изделия из свинины. И недаром говорили: «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого – свиную голову на стол!».
Самой старой традицией считалась варка «Васильевой» каши – в ночь с 13 на 14 января по новому стилю. Большуха, то есть старшая женщина в доме, ровно в два часа ночи приносила из амбара крупу, а старший из мужчин – воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не дотрагивался, чтобы не отпугнуть судьбу. Далее вся семья садилась за стол, и старшая женщина, размешивая кашу, произносила особое заклинание. После чего все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, смотрели – полон ли горшок. Если каша выползла – это предвещало неминуемые беды всему дому. Треснувщий горшок – тоже дурная примета. После снятия пенки осматривали саму кашу: если она была наваристой, значит, будет и счастье, и урожай.
Особо почитался Васильев вечерок девушками – любая из них знала пословицу: «Загадает девица красная под Василия – всё сбудется, а что сбудется – не минуется!».
Так что не зря и в наши дни чтят старый Новый год, и статистика доказывает, что количество отмечающих этот чисто русский праздник неуклонно растёт.
Георгий Осипов