Кто мы, или Несколько слов о миссии Русского мира на современном этапе

Похоже, что к списку извечных русских вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» добавился ещё один: «Кто мы?». Пока российское государство предоставляет возможность своим гражданам самостоятельно заняться решением этого вопроса, Русская православная церковь напоминает о том, что ответ Церкви на этот вопрос не изменился со времён Крещения Руси.
Вопрос о своей индентичности беспокоит сейчас очень многих – особенно тех, кто оказался за границами России, кто живёт в смешанных браках, у кого члены семей исповедуют разную веру. Но даже если мы спросим у людей с русскими фамилиями где-нибудь в Нижегородской или Рязанской области, что значит для них быть русскими (и значит ли это для них вообще что-то?), боюсь, далеко не всегда мы получим вразумительный ответ.
Немалые сложности с определением собственной идентичности во многом обусловлены идеологическим наследием советского прошлого и порождёнными им стереотипами, прочно засевшими в головах многих наших соотечественников и граждан государств, возникших на постсоветском пространстве. В Советском Союзе, в соответствии с принципом права наций на самоопределение, в основе идентификации личности лежал национальный принцип – национальность определялась как принадлежность к определённому этносу. При этом считалось, что граждане Советского Союза вне зависимости от своего национального происхождения образуют единый советский народ. Этот принцип сыграл роль мины замедленного действия, которая спустя десятилетия, в момент распада Советского Союза, взорвалась с огромной силой, породив множество межнациональных конфликтов. Огромное пространство Советской империи разошлось по швам – искусственно и часто произвольно созданным границам, которые в своё время перерезали некогда единую и неделимую Россию.
Читайте интервью с игуменом Евфимием (Моисеевым)
На Западе ещё раньше пошли по пути отказа от идентификации личности по религиозному признаку. С укоренением в политической практике принципа государства-нации понятие национальность (nationality – англ., nationalit