EN
 / Главная / Публикации / Скользкий путь

Скользкий путь

01.03.2010

Олимпийские игры в Ванкувере торжественно завершены. Канадский город передал олимпийский флаг будущему владельцу Олимпиады – Сочи. Из-за более чем скромного выступления российской делегации официальный статус хозяина будущих Игр принимал не высокий госчиновник, а недавно избранный мэр курортного города. Результаты, показанные олимпийцами России в Канаде, мягко говоря, тревожат. Если у Канады 14 золотых наград, то у нас – 15. Но – всех вместе.

Только цифры

На день открытия зимних Олимпийских игр можно было констатировать следующее. Нигде в мире не уделяли столько финансового внимания зимним видам спорта. По самым скромным оценкам, провальное выступление нашей делегации обошлось налогоплательщику (то есть – бюджету) почти в миллиард долларов США. Нигде в мире спортсменам и тренерам не были обещаны такие невероятные премии за победы и медали. Только от государства за золото, серебро и бронзу наши должны были получить 100, 60 и 40 тысяч евро соответственно. Тренеры получили бы такие же деньги, только их обложили бы 13-процентным налогом.

Денежный стимул, как выяснилось, не сработал – премиальный фонд сэкономлен, что оказывается единственным плюсом в расходовании бюджетных средств. Кроме государственных наград, включая машины категории «люкс» каждому медалисту, несостоявшиеся герои Ванкувера получали бы ещё кучу местных премий. От губернии, от министерств и ведомств, от частных спонсоров. Кроме того, каждый победитель гарантировал для себя стипендию от государства на ближайшие годы – примерно 150 000 рублей в месяц.

Ни одна из почти двухсот стран – членов Международного Олимпийского комитета не может себе позволить столь щедрое вознаграждение для спортсменов. Как и то, что ни одна из стран не объявляет спорт фактически национальным проектом, который должен вывести на новый уровень и имидж страны, и инфраструктуру физкультурно-оздоровительной системы, и, в конечном итоге, перестроить образ жизни обыкновенного россиянина.

Россия оказалась единственной по настоящему северной страной, декларирующей заботу о спортивных достижениях, но проигравшей на Олимпиаде всё, что можно. Наши спортсмены стали настолько слабы и неконкурентоспособны, что даже огромные деньги не подвигли атлетов на спортивные подвиги.

Условно говоря, все виды олимпийской программы можно разделить на две части. То, что происходит на снегу, и то, где катаются по льду.

Рыхлый снег

Теоретически на уровне международных достижений остались только наши биатлонисты. Спортсмены не прибавили результата по сравнению с Олимпиадой в Турине, но и не провалились.

Лыжники, бегающие по относительной равнине без винтовок – это катастрофическое разочарование. Сборная показала полное бессилие и неспособность к сопротивлению. Золото и серебро в мужском спринте, две бронзы в спринте командном – это издевательство для державы, гордящейся тем, что на 3/4 территории страны 8 месяцев в году лежит снег, а у 2/3 населения на балконе хранятся завёрнутые в полиэтилен лыжи школьного периода.

В теории нам рассказывают, что созданы некие группы подготовки молодёжи к Играм в Сочи. Остаётся в это верить. Причём верить тем же людям, кто несёт ответственность за позор Ванкувера. Это и федерация в целом, и тренеры, ученики которых провалились на Играх.

Лыжный спорт покажет результат в двух случаях. Если, как в Норвегии, в течение года 2/3 населения будет проводить выходные на лыжне. Тогда сам собой возникнет настоящий рынок в индустрии дохода. От прогулок по пересечённой местности лыжные забавы перейдут к соревновательности среди масс. Фирмы-производители инвентаря и десятки тысяч лыжных баз и стадиончиков включатся в борьбу за клиента. И рекламные бюджеты пойдут на поддержку лучших спортсменов.

Второй путь – российский. Его суть в закапывании миллиардов государственных средств в лыжню, которая тает ежегодно. Никакой материальной базы не создаётся. Зато сами лыжи становятся гениальным изобретением для списания колоссальных средств. Поскольку снег тает, каждый сезон можно расхищать из бюджета столько, сколько удастся нафантазировать. А для отчётности часть средств пускать на закупку за границей медицинских препаратов. 

Проблема в том, что денег на хорошие стимуляторы чиновникам и тренерам, сидящим на бюджете, чрезвычайно жалко. Вот и не покупают последние изобретённые таблетки, а попадаются на допинг-контроле на старых препаратах.

К слову сказать, успех биатлонистов, возможно, зиждется на том, что у них как раз есть огромные средства Прохорова, которые и позволяют поддерживать результаты на нескандальном уровне. То есть России, чтобы побеждать в Сочи, не нужно обязательно реформировать систему лыжного спорта. Достаточно найти миллиардера, у которого хватит и на то, чтобы досыта кормить чиновников, тренеров и их «ручных» спортсменов. И покупать дорогие пилюли, которые не поймают контролёры.

Путь, конечно, тупиковый. Но – гарантирующий медали.

По снегу ещё ездят с горок. На лыжах и на досках. Эти направления в России стоит закрыть немедленно, поскольку эффективность от вложения в горные дисциплины нулевая уже в течение 16 лет. Ни собственно горные лыжи, ни фристайл, ни сноуборд никакого результата не приносят. Единственное серебро сноубордистки в параллельном гигантском слаломе – то самое исключение, подтверждающее правило.

Система отдыха на лыжах без палок, когда с горы они едут сами, а вверх – везут на веревочке, в России создана. Число открытых за последние годы горнолыжных центров не поддаётся счёту и разуму. Проблема в том, что стоимость систематических занятий этими видами спорта невероятно высока для большинства россиян. Получается неразрешимое противоречие.

Систематически горными лыжами (сноубордом, фристайлом) могут заниматься лишь дети тех, кто готов тратить на это десятки тысяч долларов в год. Но такие родители в России вовсе не желают для ребёнка судьбы спортсмена. В таких семьях детям уготована другая жизненная дорога. Не скользкая, безопасная с точки зрения физического травматизма (могут пристрелить, но вряд ли на трассе). Лыжи же в этой жизни – элемент имиджа, связанного с поездкой в Куршавель. Для российских лыжников ежегодное путешествие в это французское местечко и именно в две недели каникул куда важнее попадания на Олимпиаду. Тем более – в Сочи.

Правда, добиться медалей в Сочи-2014 будет просто и дешёво. Не нужно строить подъёмники и развивать детские секции. Достаточно будет заинтересовать элиту горнолыжного спорта в выступлениях под флагом России. Этим путём идут Болгария и Молдавия, за которые катаются австрийцы. Через четыре года, убеждён, сборная России не будет понимать по-русски. Зато выступит вполне достойно.

В случае с теми лыжниками, которые прыгают с трамплина, выхода для России нет вовсе. У нас и трамплинов нет. И вид спорта развивать бессмысленно. Дешевле и правильнее – решительно от трамплина отказаться. Купить трамплинистов на стороне вряд ли получится. Их в принципе несколько сотен на всей планете. Даже в России приходится приглашать проигрывать спортсмена из Магадана. Результата он не даёт, зато руководство на одни его перелёты может списывать сумасшедшие средства.

Тёплый лёд

На закрытие Игр флаг России впервые выносил не чемпион Олимпиады, а лишь её призёр Иван Скобрев. Кумовство и местничество неистребимо в России до абсурда. Дело в том, что друг Скобрева работает в аппарате министра спорта Мутко. Мутко уже по ходу Олимпиады придумал, что можно увеличить бюджет своего ведомства, пригласив иностранного тренера. Примерно так же он заработал всю свою футбольную славу, используя удачу голландца Хиддинка.

Ограниченность чиновничьих приёмов министра потрясает! Ну нельзя же так однообразно действовать! Какие-никакие, а три чемпиона игр у нас были. Вернее, два чемпиона и четыре чемпионки. Та же Зайцева или Устюгов заслужили честь флагоносцев не меньше выскочки на длинных полозьях. Да и Плющенко серебро получил – почему ему флаг не доверить? Но поскольку Мутко уже понял, что коньки могут стать его козырем в подготовке успеха в Сочи-2014, честь доверили Скобреву. Что в любой стране мира вызвало бы недоумение и скандал, а у нас – апатию.

Фигуристы после 3 золотых и 1 бронзовой медали Турина заработали серебро и бронзу (как Скобрев). Хоккеисты выступили так, что стыдно вспоминать. При этом канадские и американские игроки в последний день Олимпиады подарили планете такую игру, что, скорее всего, НХЛ прекратит кочевряжиться и игроков своих в Сочи отпустит. Вопрос в том, насколько это нужно России. Игроки и тренеры, судя по их поведению после позорного четвертьфинала с Канадой ни чувства вины, ни раскаяния не испытывают.

А уж такой вид спортивной забавы, как кёрлинг, в России умрёт сам собой. Бессмысленно говорить о спорте в стране, где сборная – это по сути одна-единственная секция, работающая в Москве, на катке в Текстильщиках.

Кстати сказать, подобная история и с женским хоккеем, где мы проигрываем с двузначным счётом. Зачем питать себя иллюзиями будущих побед, когда в хоккей у нас в России играют шесть команд, а в каждом северном городе США, Канады, да и Финляндии, их десятки. Мы не можем найти девушек, которые бы гонялись за шайбой.

Вообще, этот вид спорта весьма сомнителен эстетически. Здоровья он не приносит, медалей в Сочи тоже. Зачем его развивать? Впрочем, ради победы можно купить канадок под российский флаг. Таким образом в 1948 году хоккейный турнир у мужчин выиграла Великобритания. Потом британцы не выиграли ни разу ничего. Зато в историю попали. И мы попадём, если хоккеисток для Сочи купим…

Принято считать, что каждые последующие Игры – лучше предыдущих. Наблюдая презентацию Игр в Сочи, которой дирижировал маэстро Гергиев, можно надеяться, что за невероятные деньги на черноморском курорте будут возведены невероятные объекты для зимнего отдыха, которые в течение двух недель будут эксплуатировать атлеты всех стран. Потом эти объекты окажутся никому не нужными – на курорте в России принято потеть только загорая на лежаке. Но ведь это не главное. И этого никак не могут понять те, кто надеется на Олимпиаду как на национальный проект.

Главное на Олимпиаде – люди. Герои-спортсмены, совершающие поступки. Словенка Майдич, выходящая на борьбу с пятью сломанными ребрами. Саночники, несущиеся вниз по маршруту только что разбившегося насмерть коллеги. Канадская фигуристка, поражающая всех своим катанием, спустя два дня после смерти матери. Это – драматургия высшего порядка, имеющая внутренние законы. И когда героем Канады становится тот, на кого рассчитывали, а он разочаровывал – в этом есть высшая справедливость спорта. Победный гол Сиднея Кросби, кумира канадской молодёжи, принёс Канаде последнюю медаль и доказал, что спорт, даже в таком политическом деле, как Олимпиада, всё-таки справедлив.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева