Там, где Всё началось
Сначала небольшой анекдот из жизни. В израильской версии телеигры «Кто хочет стать миллионером» как-то был задан вопрос, что христиане празднуют в Рождество. Вопрос был оценён в миллион. И как выяснилось – не зря: даже позвонив другу, участник передачи так и не смог на него ответить.
Надеюсь, что читателям «Русского мира» не нужно объяснять, что празднуют в Рождество и где произошло событие, в честь которого был установлен этот праздник. Поэтому все поймут, почему сегодня мы решили поговорить о вифлеемском храме Рождества – церкви, воздвигнутой там, где, по преданию, начался земной пути Иисуса.
Вскоре после того, как император Константин издал свой знаменитый эдикт, даровавший христианам религиозную свободу и равноправие, его мать Елена отправилась в паломничество в Палестину, на поиски мест, где произошли важнейшие события в жизни Иисуса. В каждом из этих мест императрица повелевала воздвигнуть храм. Всего было построено три такие церкви: храм Гроба Господня, построенный на предполагаемом месте казни Иисуса, базилика Вознесения на Масличной горе и храм Рождества в Вифлееме, на том месте, где, по преданию, родился младенец Иисус.
Как это нередко бывало впоследствии, христианский храм был построен на месте, где раньше располагалось языческое святилище. Ещё в 135 году римский император Адриан посвятил это место языческому богу Адонису и насадил там священный лес. В 322 году император Константин повелел его вырубить и воздвигнуть на его месте базилику.
Храм, воздвигнутый Константином, был разрушен в 529 году во время восстания самаритян. Подавив восстание, византийский император Юстиниан восстановил здание точно на месте первого, добавив к нему 3 апсиды, трансепт и 10 колонн. Кроме того, был построен спуск в грот Рождества – пещеру, где Иисус появился на свет и где его приветствовали волхвы.
В 514 году Палестина была завоевана персами. Множество христианских церквей было разрушено. Однако храм Рождества завоеватели пощадили. По легенде, причиной этого стала мозаика на фронтоне, изображавшая волхвов, одетых в традиционные персидские одежды. Увидев своих земляков, персидский царь повелел не трогать церковь.
Арабы, завоевавшие Палестину в 640 году, также не тронули храм Рождества. Крестоносцы, изгнавшие арабов, решили сделать его местом коронации иерусалимских королей. В 1101 году там был помазан на царство король Болдуин I, а через 20 лет – его преемник Болдуин II.
Сохранилось множество описаний храма Рождества времён крестоносцев. Одно из них принадлежит перу игумена Даниила – первого русского паломника, оставившего описание Святой земли:
«Над пещерой Рождества Христова построена большая церковь в форме креста…, покрыта церковь оловом, вся расписана мозаикой, имеет восемь круглых мраморных столпов, вымощена плитами белого мрамора, в церкви трое дверей. В длину церковь пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей. Пещера и ясли, где родился Христос, находятся под великим алтарём, они устроены красиво. Ступеней семь идут туда, по ним сходят к дверям пещеры святой. Дверей в пещере две. Ко второй двери также семь ступеней. Если восточными дверями войти в пещеру, то на левой стороне есть место внизу, где родился Христос. Над этим местом сделана трапеза, и в этой трапезе исполняют службу».
В ходе бесконечных войн между крестоносцами и мусульманами храм Рождества несколько раз переходил из рук в руки, пока наконец крестоносцы не были изгнаны окончательно. Это не могло не отразиться на судьбе церкви: в 1187 году Саладдин изгнал оттуда католиков, в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, в 1263 году был уничтожен один из монастырей, примыкавших к храму, а в 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир храмовый мрамор и колонны. Католики смогли вернуться в Вифлеем лишь в 1271 году. Однако главный алтарь храма, который ещё султан Саладдин передал грекам, остался дальше в руках православных.
Когда Палестина стала частью Османской империи, турки не ограничили прав христиан на богослужения в храме Рождества и даже разрешили проводить там необходимые ремонтные работы. Однако и их правление не прошло для церкви бесследно – в 1646 году турки разрушили крышу, использовав имеющийся там свинец для пушечных ядер.
В XVIII веке в храме были проведены ремонтные и реставрационные работы. В частности, был отреставрирован алтарь Рождества, где появились 15 лампад и серебряная звезда со словами "Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est".
Несмотря на латинскую надпись, этой звезде суждено было оставить заметный след в российской истории. А именно – стать одним из формальных поводов Крымской войны. (В современной литературе можно встретить утверждение, что спор о святых местах был не поводом, но действительно причиной войны. Однако в Парижском трактате этот вопрос даже не упоминается. Так что «традиционная» точка зрения кажется нам более достоверной.)
Как убедительно показал академик Тарле, воевать тогда хотели и в Париже, и в Петербурге. Однако на дворе стоял XIX век, и начать боевые действия вероломно и без объявления было немыслимо, необходим был формальный повод. И этим поводом стал «спор о святых местах» между католиками и православными. А точнее – о том, какой из церквей должен принадлежать контроль над главными палестинскими святынями в Иерусалиме и Вифлееме.
Блистательная Порта поддержала в этом споре католиков, за спиной которых стояла Франция во главе с императором Луи Наполеоном. В январе 1853 года в храм Рождества с большой и нарочитой торжественностью была водружена новая католическая серебряная звезда (предыдущая была похищена в 1847 году) с отчеканенным на ней французским гербом. Одновременно столь же торжественно католическому епископу были переданы ключ от главных ворот храма Гроба Господня в Иерусалиме, а также ключи от восточных и северных ворот Вифлеемской церкви.
Греческое духовенство обратилось за заступничеством к России, считавшейся покровительницей турецких православных. Николай, искавший повод к войне, принял вызов. В Стамбул был направлен морской министр князь Александр Сергеевич Меньшиков, который в ультимативной форме потребовал от султана отдать предпочтение православным священникам в Вифлееме. Турция, подстрекаемая католической Францией, России отказала. Дипломатические отношения с Турцией были прерваны, а в июле 1853 года Русский корпус вторгся в зависимые от Турции Дунайские княжества – Молдавию и Валахию. Война началась.
Так же, как и иерусалимский храм Гроба Господня, храм Рождества находится в совладении нескольких конфессий. Центральная апсида принадлежит Греческой православной церкви, левая – армянской, которая постоянно проводит богослужения в храме. Боковая церковь Св. Катерины, построена в 1881 году, принадлежит ордену францисканцев (именно в этой церкви служат католическую рождественскую мессу, которую транслируют на весь мир). А вот правая апсида церкви – традиционно русская, поскольку ещё в прошлом веке Россия вкладывала много денег в содержание и реставрацию храма. В частности, именно Россией были подарены многие иконы, ящик для пожертвований, а также колокола, которые и сегодня висят на колокольне церкви.
Кстати, русское присутствие в Вифлееме не ограничивалось церковью. В 1880 году архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл небольшой участок, переданный после его смерти Императорскому палестинскому обществу, которое в 1900 году открыло в городе православную школу. В 50-е годы прошлого века участок был продан некому Православному благотворительному обществу. Однако в 1997 году, во время паломничества патриарха Алексия II, решением Палестинской национальной администрации земля была возвращена РПЦ (МП). В настоящее время там воздвигнут паломнический дом.
Главной святыней храма является, естественно, Святой вертеп Рождества – место, где, по преданию, родился Иисус. Это подземный храм Базилики, расположенный под её центральным её алтарём. Пещера имеет продолговатую форму (около 12 м длиной и 4 м шириной) и освещена 15 лампадами, шесть из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам. Направо от звезды в особой нише устроена католическая капелла Яслей.
В 2002 году храм Рождества вновь оказался в эпицентре военного конфликта, на этот раз арабо-израильского – спасаясь от израильской армии, в церкви укрылось несколько вооружённых палестинских боевиков, захвативших заложников, в том числе из числа священников. Тогда многие опасались, что в случае штурма храму может быть нанесён непоправимый ущерб. Однако до этого, к счастью, не дошло – получив гарантию беспрепятственного выезда в третьи страны, боевики добровольно покинули церковь.
Сегодня Вифлеем вновь открыт для паломников и туристов. Так что каждый желающий может посетить этот город, дабы своими глазами увидеть место, ставшее в буквальном смысле колыбелью христианства.