EN
 / Главная / Публикации / Собирание земель

Собирание земель

06.03.2009

От редакции. Возвращение России подворья в Бари – хороший повод вспомнить о том, что это далеко не единственный церковный объект, возвращённый за последнее время России. С каждым из этих случаев связаны своя история и свои политические и околополитические обстоятельства. И собирая их вместе, в каком-то смысле можно понять некоторые особенности современного места России в мире и освоения ею прежнего наследия, оставленного в разных частях света в силу самых разных обстоятельств. Нынешний рассказ – о Сергиевом подворье в Иерусалиме, переданном России израильскими властями в начале этого года.

Уходящее правительство Эхуда Ольмерта запомнится, скорее всего, своими военными усилиями: не слишком удачной войной в Ливане, которой премьер начал свою каденцию, и достаточно успешной операцией в секторе Газа. В какой-то мере это справедливо. Однако при этом не следует забывать и о другом: именно правительство Ольмерта сделало несколько важных шагов, направленных на улучшение российско-израильских отношений. Первым таким шагом стало введение безвизового режима между двумя странами. А вторым – передача России знаменитого Сергиева подворья в Иерусалиме.

История подворья началась в XIX веке, когда великие державы активно боролись за влияние на Святой земле (находившейся тогда под властью турок), в том числе посредством активного строительства в Иерусалиме и других святых местах. Россия, естественно, не могла остаться в стороне, тем более что она считалась покровительницей турецких православных.

В 1848 году была учреждена Русская духовная миссия в Палестине. Ее основной задачей была помощь многочисленным русским паломникам, ежегодно посещавшим Палестину и сталкивавшимся с различными трудностями, связанными с доступом к святым местам, поиском ночлега и т. д. В середине XIX века в центре Иерусалима был приобретён участок земли, на котором был возведён комплекс зданий. Центром этого комплекса стал златоглавый Троицкий собор, вокруг которого расположились разнообразные хозяйственные постройки. Комплекс получил название Русское подворье. Паломники, посещавшие Иерусалим, могли получить там ночлег, бесплатный чай, а также питание по номинальной стоимости.

В 1886 году уже Православное палестинское общество приобрело участок земли к северу от Русского подворья, на котором был построен странноприимный дом, предназначенный как для простых паломников, так и для тех, кому требовались более комфортабельные условия. Первым предназначались четыре общие спальни, вторым – восемь номеров первого и восемь второго классов. Кроме того, в распоряжении паломников были две трапезные, склад, прачечная и богатая библиотека. Позднее была построена баня – очень нелишняя после многодневного путешествия по морю и по суше.

Новый комплекс был назван Новое русское подворье. Однако впоследствии прижилось другое название – Сергиево подворье, в честь великого князя Сергея Александровича, посетившего Палестину в 1888 году и бывшего президентом Палестинского общества.

Строительство и реконструкция Русского подворья продолжались до Первой мировой войны. При подворье было создано несколько мастерских, организована бесплатная медицинская помощь. Ежегодно подворье принимало от 900 до 2000 паломников, которые в течение первых двух недель могли жить бесплатно, а затем за символическую плату.

После того как Турция вступила в войну, русское паломничество в Палестину, естественно, прекратилось. А затем в России произошла большевистская революция, после которой российская собственность в Палестине фактически стала бесхозной. Этим не преминули воспользоваться англичане, получившие от Лиги Наций мандат на управление Святой землей. Ссылаясь на дефицит помещений, они приступили к систематической ревизиции зданий, принадлежавших Палестинскому обществу. Алексей Фёдорович Круглов, бывший неофициальным «белым» консулом в Палестине, пытался протестовать против этого беззакония. Однако, представляя никем не признанное правительство Врангеля и не имея никаких официальных полномочий, он, естественно, ничего не мог сделать. Так что большинство зданий Русского подворья было занято английской администрацией, использовавшей их для своих собственных нужд – в них разместились полиция, суд, тюрьма, различные ведомства и учреждения…

После провозглашения Государства Израиль и последовавшей за тем войны Иерусалим, подобно Берлину, оказался разделён на две части. Западная часть города стала израильской, восточная – иорданской. Русское подворье оказалось в израильском секторе. Соответственно, британские учреждения, размещённые в его бывших зданиях, сменили аналогичные израильские: английская полиция стала израильской, тюрьма осталась тюрьмой, в одном из зданий разместился Верховный суд страны.

Во времена английского мандата Русская духовная миссия в Иерусалиме оказалась в юрисдикции Зарубежной (Карловацкой) церкви. Однако после образования Израиля ситуация изменилась: храмы и монастыри, оказавшиеся на иорданской территории, остались в юрисдикции Зарубежной церкви. Израиль же, напротив, вернул значительную часть бывшей церковной собственности РПЦ МП. Возможно, это стало своего рода жестом благодарности за позицию СССР, проголосовавшего в ООН за создание еврейского государства.

Впрочем, вскоре большая часть бывшей русской собственности в Иерусалиме вновь стала израильской: в 1964 году Никита Сергеевич Хрущёв продал большую часть построек, за исключением собора Святой Троицы, Сергиева подворья и южной части здания духовной миссии. Эта сделка получила название «цитрусовой» – за полученные здания Израиль расплатился не валютой, а апельсинами.

После шестидневной войны Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем. После этого статус зданий, не вошедших в «апельсиновую сделку», так и остался неурегулированным. Поэтому Израиль продолжал пользоваться ими на основании «захватного права» – в них разместилось Общество охраны природы и некоторые другие государственные учреждения.

После восстановления дипломатических отношений советское, а затем российское руководство стало активно добиваться возвращения оставшейся собственности Палестинского общества. Уже правительство Ариэля Шарона склонялось к возвращению подворья России. Шарон даже дал соответствующее обещание тогдашнему президенту Путину. Однако окончательное решение принял уже преемник Шарона Эхуд Ольмерт. 5 октября 2008 года соответствующее решение было утверждено израильским правительством.

Это решение вызвало взрыв возмущения израильских правых, утверждавших, что оно не соответствует интересам Израиля. Одни упрекали Ольмерта в том, что он пошёл на односторонние уступки, не получив взамен ничего. Другие – в том, что оно может стать опасным прецедентом и побудить других бывших собственников, в том числе палестинских беженцев, также требовать реституции. Третьи – что возвращённое подворье станет центром шпионской деятельности. На периферии политического спектра звучали и просто антироссийские и даже антирусские аргументы. Однако правительство осталось непоколебимым. И в 2009 году, после того как были утрясены все денежные дела, подворье было окончательно передано России.

Чем было вызвано это решение Ольмерта? Скорее всего, пониманием того, что эпоха однополярного мира, наступившая после распада СССР, подходит к концу. Правда, сил и средств у нынешней России куда меньше, чем у брежневского СССР. Однако их уже вполне достаточно, чтобы перестать быть простым наблюдателем в мировой политике. И в этой ситуации Израиль, безусловно, весьма заинтересован иметь с Россией настолько хорошие отношения, насколько это в принципе возможно при его проамериканском курсе.

Судя по всему, это хорошо понимает и Беньямин Нетаниягу, занятый в эти дни формированием нового правительства. Ещё будучи лидером оппозиции, он безоговорочно поддержал решение Ольмерта о возвращении подворья. Так что есть все основания полагать, что курс на улучшение российско-израильских отношений при новом правительстве будет продолжен.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева