EN
 / Главная / Публикации / Между западным и русским

Между западным и русским

29.12.2008

Зима – не самое изящное время года. И нужен гений Пушкина или мечтательный темперамент северного народа, чтобы из её «белого безмолвия» сделать чудную сказку Рождества.

В Германии давно потеплело и обещания от метеорологов «белого» Рождества остаются, как всегда, только обещаниями. Снег – это лишь возможный подарок к празднику, и в обыденный день он не положен, но, если приложить чуточку стараний, то и серый, грязный декабрь можно превратить в ожидание чуда.

Как же празднуют Рождество в Германии те, кто прибыл сюда издалека?

В страну приехало множество людей разных вер и конфессий, и совсем немалую часть их составляют выходцы из Советского Союза. Эта легендарная страна, сгинувшая, как в сказочном Китежском озере, в пучинах перестройки, оставила после себя целое поколение атеистов-приспособленцев, успешно принявших в себя как основы иудаизма, так и католицизма или евангелизма. Всё зависит от того, куда привели этого атеиста пути великого Исхода.

Мало кто в странах СНГ представляет себе, что происходит на самом деле с советскими людьми, попавшими в необычные религиозные условия Европы или Ближнего Востока. Каким образом меняются их атеистические взгляды на чуждые религиозные воззрения.

Я замечаю, как в интеллигентной московской семье, где ещё 10 лет назад мало кто знал заветы иудаизма, надевают кипу и зажигают Минору, но отказываются праздновать Рождество и следующий за ним европейский Новый год.

А в семье правоверного партийца из Киргизии, немца только по бабушке, крестят внука в евангелической церкви, и празднование Рождества Христова начинают правильно – с первого Адвента.

Любая религия – это явление чисто социальное, и, если человек собирается врасти в новую для него среду, он должен принимать условия религиозного общения в этой среде. Это касается не только празднования религиозных праздников или крещения детей и внуков, но в основном отказа от тех правил поведения, что были обычны для прежней жизни в СССР.

Исход «советских» людей в Германию начиная с 80-х годов прошлого столетия шёл по двум направлениям – отъезд «немецких переселенцев» и побег «еврейских беженцев». И те, и другие были советскими людьми с достаточно похожими социальными нормами поведения и, как правило, совершенно нерелигиозные.

Однако, попав в новую среду, они легко приняли новые условия социального общения и резко разделились на немцев и евреев.

Это разделение с самого начала было обусловлено тем, что все, кто приехал в Германию как немец, пусть даже с очень отдалёнными, но доказанными немецкими корнями, приобретал статус гражданина Германии – немца. Присвоенное имя вынуждало человека всеми силами становиться «немцем» и хотя бы поверхностно, но играть роль «настоящего немца». О русских традициях оставалось вспоминать только за столом, выпивая, как принято, лишнюю стопку водки.

Евреи же не должны были становиться немцами, но совсем наоборот – обязаны были стать ещё более евреями, чем они были до того. Для более комфортного проживания в стране они принимали правила поведения, установленные еврейской общиной Германии.

Статус гражданина Германии становился только возможным, но не обязательным условием получения каких-либо житейских привилегий.

А вот причастность к еврейской общине давала людям то, что могло сильно облегчить жизнь «беженца».

Согласно немецкой статистике, в Германии проживает не более 300.000 евреев, выходцев из стран СНГ. Этот учёт более точен, чем учёт немцев-переселенцев, потому что евреи не растворяются в рядах коренных немцев, но видны как на ладони в государственной статистике. Кстати, еврейские общины, согласно Галахе, не признают своими тех, у кого мать не является еврейкой, поэтому очень многие, кто считался евреем в СССР и СНГ, здесь остаются за бортом при получении тех благ, что дарит причастность к общине. К этим благам можно отнести детские сады с русскоязычными воспитательницами, возможность получения работы в общине, помощь престарелым, всевозможные социальные проекты для членов общины и многое другое.

Однако празднование христианского Рождества не является тем действием, что привлекает внимание еврейской общины Германии. Её члены празднуют совсем иные даты еврейской религиозной истории.

Но истинного атеиста не переделаешь, и, отмечая «нужные» праздники с общиной, наши евреи спокойно ставят новогоднюю ёлочку и празднуют Новый год по старой доброй традиции. Что качается христианского Рождества, то, имея небольшое отношение как к православному, так и к католическому Рождеству, евреи из Союза празднуют католическое, ну, потому что все празднуют и мы заодно со всеми. А как можно отлучиться от праздника Рождества 24 декабря, если о нём только все и говорят начиная с ноября месяца?

Во всяком случае, многие знакомые мне евреи с готовностью дарят в семье друг другу подарки именно к этому числу, да и за стол садятся 24-го, чтобы отметить рождение самого известного в мире еврейского мальчика.

Сейчас очень трудно установить, сколько «русских немцев» прижилось на немецкой земле. Они выпали из подсчёта иностранцев в Германии, так как перестали ими быть, и только в глубинах германских статистических баз данных есть следы настоящих цифр этого великого Исхода русских немцев из СССР и стран СНГ.

Я приехала в Германию 9 лет назад, но официальная цифра немцев-переселенцев за это время ничуть не изменилась, хотя быть этого не может. До сих пор в страну приезжают люди, и пусть их количество практически сводится к нескольким сотням, но ручеёк не высох. Поэтому неизменяющаяся уже 9 лет цифра немцев-переселенцев – 2.500.000 человек – явно занижена. Реально, вместе с ненемецкими женами и мужьями этих немцев, она составляет не менее 3,5-4 миллионов «русаков». Это в основном выходцы из Казахстана, Киргизии, Украины. В большинстве своём – жители небольших посёлков и деревень. Они, с одной стороны, всеми силами стараются быть «как немцы» и обижаются, когда их называют «русскими немцами», с другой – принимают образ немецкой жизни и веры достаточно поверхностно и при удобных обстоятельствах стараются всеми силами сохранить свой обычный уклад жизни. Отсюда стремление жить общинами, встречаться по принципу исхода из одного села или по семейному признаку. Достаточно часто такие встречи превращаются в юбилейные общегерманские встречи родственников или жителей одной деревни, где могут собраться до 1500 человек из одной семьи или деревни, давно уже не имеющие ничего общего и зачастую говорящие на разных социальных «языках».

Но тем не менее это – родственная группа людей, говорящих уже по-немецки, но помнящих о своей бывшей советской Родине, скажем так, «нутром».

Рядом с этой обширной группой новообращённых немцев существует гораздо меньшая по числу группа людей, не имеющих ни немецких, ни еврейских корней. Это жены или мужья немцев или евреев, которые не могут претендовать ни на статус истинных немцев, ни на звание истинных евреев. Эти люди, как правило, не могут получить немецкое гражданство по происхождению, но должны ждать не менее 5 лет, пока общество позволит им сдать экзамен на это звание и даст возможность стать равноправным гражданином Германии.

Вот, пожалуй, только эта немногочисленная часть приехавших из СССР и СНГ может свободно помнить о своих русских корнях, не прятать их и праздновать православное Рождество 6 января, ни на кого не оглядываясь.

Такое празднество вполне может следовать за католическим Рождеством 24 декабря, как и старый Новый год следует за новым Новым годом.

Все эти нововведения в ряд праздников, как религиозных, так и светских, являются лишь показателем неустойчивости нарождающихся традиций, а также о том, что время нынче суровое и переходное. Что-то в будущем отомрёт, а что-то и останется как напоминание о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой.

Итак, как же празднуют Рождество Христово в Германии многочисленные выходцы из Советского Союза и СНГ?

Независимо от веры и конфессии всем этим людям невозможно отмахнуться от массированного и упорного наступления праздничного настроения уже начиная с октября месяца.

Да и как может быть иначе, если с экранов телевизоров постоянно напоминают о будущих праздниках и подарках к ним. Этот нервный настрой захватывает, как наркотик, и будь ты еврей, истинный или неправедный, немец-переселенец либо его русский спутник, ты начинаешь думать и мечтать о рождественском подарке ближнему своему и о том, как провести эти длинные зимние вечера с радостью и в довольствии в кругу своей семьи.

Христианское Рождество в Европе начинается с первого Адвента.

Адвент считается началом церковного года. Он стартует в четвертое воскресенье перед Рождеством, то есть в ближайшее к 30 ноября воскресенье и заканчивается в канун Рождества – 24 декабря.

Адвент характеризуется духом предвкушения и подготовки. Он подчеркивает стремление к освобождению от всего зла этого мира. Он символизирует страдание тех, кто испытал жестокость и несправедливости в этом мире греха, но кто ещё продолжает надеяться на освобождение, исходящее от Бога.

Символом Адвента является еловый венок с четырьмя свечами.

Венок Адвента знаменует начало церковного года. Это круглый венок из живых или искусственных ветвей ели, в который вплетены пять свечей: четыре по кругу венка и пятая в центре.

Круг венка говорит о Боге и Его безграничной милости, у которой действительно нет ни начала, ни конца. Зелёный цвет венка – это знак надежды на возрождение.

Свечи символизируют свет Бога, излившегося на мир с рождением Его Сына. Четыре свечи по кругу отражают период ожидания – четыре воскресенья Адвента.

Адвент – один из немногих христианских праздников, который отмечают и в церкви, и дома. Это чудное время для общих семейных занятий – совместных игр, сказочных библейских рассказов, печения пряников и украшения дома к празднику.

Украшают не только дом, но и приусадебный участок. В этом восточные немцы далеко опередили западных. Скорее всего из-за того, что изголодались по западным игрушкам и до сих пор не могут ими вволю наиграться.

Тем не менее и там, и тут во всем чувствуется праздничное настроение. В окнах стоят семисвечные резные украшения, на балконы лезут красношубные Николаусы, по ночам то там, то тут на елях рассыпаны разноцветные гирлянды лампочек.

Очень часто в семьях венок Адвента установлен на обеденном столе, и свечи зажигаются во время еды. Перед тем, как зажечь свечи, особенно по воскресеньям, вспоминают стихи из Библии. Каждое воскресенье на протяжении четырёх недель зажигается новая свеча.

Многие семьи украшают свои дома уже к началу Адвента, пекут особые печенья и готовят угощения или просто начинают использовать нарядные скатерти. Календарь тоже помогает детям активно участвовать в торжестве этого времени года.

В Германии выпускается множество таких адвентских календарей. Они обычно выполнены в форме открытки или плаката с нанесёнными на них маленькими окошками. В каждый день Адвента открывается одно окошко, которое раскрывает символ или картину ветхозаветной истории, говорящей о рождении Иисуса. И, конечно же, за дверцей лежит что-то вкусное для ребёнка.

Из всего этого можно сделать вывод, что немцы очень религиозны. Но это не так, и вся предрождественская лихорадка носит, скорее, светский, чем религиозный характер. Мало кто из опрошенных ответит на вопрос о символике Адвента или почему на Рождество нужно есть рыбу. Всё это стало принадлежностью светского, но не религиозного праздника, где семейные узы куда более важны, чем напоминания об Иисусе Христе.

Немцы вообще нерелигиозны, и это очень хорошо видно по угасанию интереса к церкви у молодёжи.

Но Рождество всегда было и остаётся семейным тихим праздником, когда члены семьи со всей Германии собираются вокруг отеческого стола, чтобы поздравить друг друга и родителей, подарить ближним подарки и вспомнить о том, что важнее этих семейных уз нет ничего на свете.

На улице в Рождество совсем тихо. Не слышны крики и музыка, не видно гуляющих и пьяных. Все сидят по домам и говорят друг другу приятные слова.

Весь шум и гам перенесён на празднование Нового года, когда утром первого января улицы будут завалены остатками петард и фейерверков, а также бутылками от пива и прочего. Вот на Новый год немцы «оторвутся» в полной мере, поэтому и называют эту встречу party.

В такой ситуации врастание новоприбывших в традиционную культуру Германии сильно облегчено. Нужно лишь правильно усвоить последовательность обрядовых действий, к которым относится украшение дома, выпечка пряников, покупка подарков и семейный рождественский стол 24 декабря с гусём, рыбой и красной капустой.

А на следующий день можно выкинуть ёлку на улицу и ждать наступления Нового года с тем же энтузиазмом, что и рождения Мессии.

Если атеизм в душе, то любой праздник – это лишь хорошо проведённое время, но не установление различий между конфессиями.

Что касается истинно верующих православных людей, то в Германии во многих городах есть православные церкви, и при желании и возможностях можно принять участие в рождественской церковной службе и от всей верующей души попросить у Бога разума и покоя всем людям на этой Земле, что грешат, того не понимая. Впрочем, об этом можно попросить не только в церкви.

С наступающим Вас православным Рождеством и Новым годом, дорогие читатели!

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева