SPA FRA ENG ARA
EN

«Бить смехом». 125 лет знаменитому художнику-карикатуристу Борису Ефимову

Светлана Сметанина28.09.2025

Борис Ефимов. Фото: стоп-кадр

«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».

Ровесник века

Борис Ефимов родился 28 сентября 1900 года в Киеве в семье сапожника Ефима Фридлянда. Через несколько лет родители переехали в польский Белосток, где Борис вместе со старшим братом Михаилом учились в местном реальном училище и там же издавали рукописный школьный журнал. Первая мировая война вынудила семью вновь покинуть обжитое место: родители вернулись в Киев, старший брат уехал продолжать образование в Петроград, а младший выбрал реальное училище в Харькове.

Будущий известный карикатурист к тому времени уже увлекался рисованием. А больше всего ему нравилось рассматривать популярный сатирический еженедельник «Новый Сатирикон», где в каждом номере печатались весьма остроумные шаржи на тогдашних деятелей российской политической сцены. Наиболее удачные Борис тщательно перерисовывал в специальный альбомчик, мечтая, что когда-нибудь и его рисунки появятся на страницах популярных изданий. Впрочем, он не только мечтал, но и начал рассылать свои карикатуры в петроградские журналы. И однажды, раскрыв очередной номер популярного литературно-художественного еженедельника «Солнце России», юный художник с изумлением обнаружил там собственный рисунок – удачный шарж на председателя Государственной Думы Родзянко. А под рисунком стояла короткая подпись: Бор. Ефимов. Так родился его ставший всемирно известным творческий псевдоним. Потом он публиковал шаржи на известных деятелей культуры в киевском театральном журнале «Зритель».

А уже в 1919 году Борис Ефимов стал секретарём редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. По его словам, такая – пусть и канцелярская – работа ему нравилась. Но его дальнейшую судьбу определил старший брат Михаил, взявший псевдоним Кольцов. Очень скоро вся читающая публика Советского Союза будет знать его как популярнейшего фельетониста и очеркиста Михаила Кольцова.

Именно Михаил, которым Борис всегда искренне восхищался, и чья похвала для него была лучшей наградой, однажды сказал младшему брату: «Почему бы тебе не начать рисовать карикатуры для нашей газеты “Красная Армия”?». Слово старшего брата было законом, и уже через день Борис принёс в редакцию свою карикатуру на Деникина, которого к Чёрному морю прижимают штыки красноармейцев. «Я не сразу понял, что моё давнее, не очень решительное и не очень серьёзное влечение к искусству карикатуры обрело смысл, цель и чёткие задачи. Не сразу понял, что моё данное от природы умение смешно рисовать перестало быть забавой, баловством и включилось, пусть бесконечно малой величиной, в могучую систему советской агитации, в борьбу за власть Советов, в богатырские усилия молодой Советской республики отбросить и сокрушить врагов. Оно стало оружием. Оно понадобилось революции», – так писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов.

«Он торопится к себе на второй этаж рисовать сапоги»

Первая мировая война, разрушительным цунами прокатившаяся почти по всем странам Европы, подняла искусство карикатуры на невиданную ранее высоту эффективного инструмента политической пропаганды. От газетного художника теперь требовался не просто смешной шарж, но умение в одной картинке уложить новости с фронта, унизить и обсмеять противника и вдохновить своих читателей. Немецкая пресса массово рисовала уничижительные карикатуры на войска союзников – в том числе русскую армию. А российские карикатуристы в свою очередь высмеивали немцев.

Фото: стоп-кадр

Так что молодому Борису Ефимову было у кого учиться острому языку политической сатиры. А сама жизнь в огромном количестве подбрасывала ему сюжеты для карикатур. В 1922 году Борис переезжает в Москву, где его принимают на работу в редакцию газеты «Известия», а его карикатуры печатаются в «Правде», журналах «Крокодил» и «Огонёк», основанный Михаилом Кольцовым. Главными персонажами его рисунков в те годы были западные политические деятели, славшие угрозы в адрес молодой Советской республики, – французский премьер Даладье, британский Чемберлен. И всего через пару лет выходит его первый сборник сатирических рисунков, пролистав который, тогдашние читатели могли подробно узнать о текущей внешнеполитической обстановке вокруг СССР.

Но уже через несколько лет на политическую сцену выходит персонаж, который станет главным героем карикатур Бориса Ефимова на ближайшие годы – Гитлер, а в его лице фашизм в целом. В 1933 году Борис вместе с братом Михаилом были в командировке во Франции, а оттуда на три дня заехали в Берлин, где Борис закупал бумагу для своих рисунков. И вот, проходя по Вильгельмштрассе, они увидели выходящих из-за ограды президентского дворца множество эсесовцев, впереди которых, ни на кого не глядя, шагал Гитлер.

Конечно, глава немецких фашистов был просто «идеальной моделью» для карикатуристов. Настаивавший на превосходстве арийской расы, сам он при этом воплощал её антипод – с «приклеенной» прядью на лбу и клоунскими усиками. Советские карикатуристы буквально состязались между собой – кто наиболее смешным образом изобразит Гитлера. Но Борис Ефимов тут оказался вне конкуренции. Его карикатуры были настолько хлёсткие и били так точно в цель – по самолюбию персонажа, что немецкая дипломатия уже в середине 1930-х годов начала забрасывать жалобами Наркомат иностранных дел, требуя запретить рисунки Ефимова. На что тогдашний глава ведомства Михаил Литвинов, внимательно рассматривая очередную предъявленную ему карикатуру на Гитлера, флегматично заявлял: «Сходства не вижу».

Фото: стоп-кадр

Со стороны может показаться, что работа карикатуриста довольно простая и не требует особого мастерства. Но это далеко не так. Писатель Илья Ильф, незадолго до своего ухода из жизни в результате тяжёлой болезни, встретился с Борисом Ефимовым в 1936 году в подмосковном доме отдыха. И оставил об этой встрече такую запись в своём дневнике: «Мы возвращаемся назад и видим идущего с прогулки Борю в коротком пальто с воротником из гималайской рыси. Он торопится к себе на второй этаж рисовать сапоги». Какие ещё сапоги? Оказывается, Борис Ефимов работал в то время над очередным сборником карикатур «Фашизм – враг народов». Его задачей было – наглядно продемонстрировать сущность фашизма, чтобы это стало понятно любому человеку, даже весьма далёкому от политики. И вот чтобы как можно точнее рисовать эсэсовцев и штурмовиков в их обмундировании, художник оттачивал своё умении, изображая в день не менее 10 – 15 пар сапог.

«Карикатуры – это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу»

Как только началась Великая Отечественная война, уже на шестой день заработали «Окна ТАСС» – плакаты, которые выпускались буквально «с колёс», – по свежим сводкам с фронта и вывешивались на здании ТАСС. А карикатуры на врага для «Окон» рисовал в том числе и Борис Ефимов. Его острые сатирические рисунки печатались практически во всех фронтовых, армейских, дивизионных газетах, а ещё разбрасывались в виде листовок по всей линии фронта. За годы войны Борису Ефимовичу пришли сотни писем с фронта – от солдат и офицеров, написанных на клочках бумаги, на вырванных из школьных тетрадей страницах. «Рисуйте побольше!» «Одна карикатура больше скажет, чем статья», «Во многих наших подразделениях бойцы, вырезая из газет карикатуры, наклеивают их в тетрадки, на стены своих землянок, блиндажей», «Карикатуры – это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее ещё сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев».

Яркие, «говорящие» карикатуры Ефимова печатались и за рубежом – в странах-союзниках и даже, что особенно удивительно, пересказывались по радио! Особую популярность приобрёл в странах антигитлеровской коалиции его сборник «Гитлер и его свора», вышедший в 1943 году.

 А в 1945 году Борис Ефимов в числе других советских корреспондентов принял участие в освещении заседаний Нюрнбергского трибунала над военными преступниками нацистской Германии. Фашистских пособников, развязавших одну из самых кровавых войн в истории человечества, художник изобразил в виде «фашистского зверинца» – полулюдей-полуживотных, вызывающих уже не страх, а лишь брезгливое презрение.

Фото: стоп-кадр

Разящую силу сатирических карикатур Бориса Ефимова прекрасно понимали и представители власти. Его не тронули после ареста и расстрела старшего брата – журналиста Михаила Кольцова. Как передали много позже Ефимову, не тронули по личному указанию Сталина. Правда, поначалу уволили из всех печатных изданий, но спустя какое-то время восстановили по распоряжению наркома иностранных дел Молотова.

А бывали случаи, когда вожди народов лично придумывали сюжеты для карикатур Ефимова. Так, однажды художника внезапно вызвали к секретарю ЦК КПСС Жданову – тогдашнему зятю Сталина. Он и передал просьбу-приказ вождя: нарисовать карикатуру на американского президента Эйзенхауэра, который внезапно захотел создать военную американскую базу в Арктике. По словам Жданова, Сталин отреагировал на это желание так: «Это дело надо бить смехом». Бить поручили Борису Ефимову. Причём Сталин даже придумал сюжет карикатуры: вооружённый до зубов Эйзенхауэр рвётся в Арктику, а рядом стоит обычный американец, который спрашивает: «К чему такая военная активность в этом безлюдном регионе?» «Разве вы не видите, что нам отсюда грозит русская опасность?», – отвечает американский президент.

Фото: стоп-кадр

Ефимову надо было придумать – как изобразить мифическую «русскую опасность». И он нарисовал напротив военной армады и президента на танке двух эскимосов – взрослого и ребёнка, а также двух медвежат, оленя и моржа, удивлённо глядящих на всё это рвущееся к ним воинство. Сталин рисунок одобрил, добавив от себя лишь две надписи: сверху – «Эйзенхауэр обороняется» и снизу – «Северный полюс», чтобы никто не перепутал с Антарктидой.

Неудивительно, что Борис Ефимов был награждён двумя Сталинскими премиями, а позже Государственной премией, имел звание Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Академии художеств СССР.

Он прожил удивительно долгую, насыщенную жизнь – 107 лет. Но когда его спрашивали о секретах долголетия, Борис Ефимов честно отвечал, что никаких секретов нет, просто он живёт за себя и своего расстрелянного старшего брата.

Нарисовав за всю свою жизнь более 70 тысяч рисунков, издав десятки сборников, Борис Ефимов мог с полным правом считать себя летописцем времени:

«Мне не приходилось встречать человека, равнодушного к сатирической графике – карикатуре или сатирическому рисунку. Напечатанная в газете или журнале, приклеенная к стене или вывешенная на стенде карикатура обязательно привлекает к себе внимание. Можно пропустить ту или иную заметку, корреспонденцию, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно».

Также по теме

Новые публикации

Сергей Есенин, чьё 130-летие отмечают по всему миру, поэт не только русской души и Русского мира, но всемирного значения. Это доказано переводами его стихов на 150 языков, открытием Есенинских центров от Китая до Палестины. И, наконец, тем, что поэтом общечеловеческим Сергея Есенина назвали не в России, а в Великобритании.
Десять студентов из Нигера приступили в сентябре к обучению в вузах Сибири – технических университетах Новосибирска и Томска. В рамках целевого набора их направила в Россию местная нефтяная компания. Перед отъездом они прошли 10-месячную подготовку в партнёрском Русском доме в Нигере, получили знания по русскому языку и российской культуре.
Существительное «мастер», давно укоренившееся в нашем языке, имеет несколько значений. Его используют применительно к ремесленникам, ученым, спортсменам, профи в различных сферах... Проследим путь этого древнего интернационального слова и уточним его семантику.
Имя Александра Михайловича Василевского зачастую оказывается несколько в тени «звёзд» Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Конева... Между тем без его глубоких знаний, смекалки, решимости и личного участия не обошлась ни одна масштабная боевая операция Великой Отечественной войны.
Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Русский культурный хаб DACHA в столице Малайзии Куала-Лумпуре - доброжелательная среда для шести тысяч русскоязычных жителей Малайзии, живущих в основном в столице страны. Его хозяйка – учёный-востоковед Полина Погадаева – старается сделать атмосферу центра аполитичной и дружелюбной для всех, кому важно сохранять русский язык и культуру.
28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.