
Левша из Череповца. Мастер создал галерею маршалов Победы размером с рисовое зерно
Сергей Виноградов30.05.2025
Галерею портретов маршалов Победы создал художник из Череповца Валерий Дворянов к юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Главная особенность картин в том, что их размер составляет 3-4 миллиметра, и рассмотреть их можно только через лупу.
Автор – признанный в России микроминиатюрист, чьи работы, например, надписи на торце конского волоса, принесли ему прозвище «череповецкий Левша». О том, как ему удаётся написать не только лица размером в миллиметр, но изобразить ещё и ордена и даже звездочки на погонах, художник рассказал «Русскому миру».
«День Победы – любимый праздник»
В галерею вошли девять портретов – Жукова, Конева, Рокоссовского, Василевского, Малиновского и других выдающихся полководцев, под чьим командованием Красная армия разбила немецко-фашистских захватчиков. Портреты выполнены на костяных пластинах размером с рисовое зерно, которое автор прикладывал к работам для масштаба.
В лупу, которая прикладывается к каждому портрету, можно рассмотреть не только лицо маршала, но также его мундир, ордена Героя Советского Союза и Победы, и даже звездочки на погонах, которые по размеру меньше стандартной точки. А ещё автор вывел фамилии, инициалы и звания.
По словам Валерия Дворянова, работа над каждым портретом занимает у него около двух недель, включая поиск удачной фотографии и пробы различных вариантов. Художник занимается микроминиатюрами не один десяток лет, и галерею портретов маршалов Победы считает одним из своих главных творческих свершений. Наряду с картинами, изображающими представителей династии Романовы размером с маковое зерно. Обе галереи, которым мастер отдал несколько лет жизни, легко поместятся в спичечном коробке.
Помимо портретов Дворянов написал ко Дню Победы миниатюрную картину с журавлём, несущим к клюве георгиевскую ленту, и также уместил на рисовом зерне 20 фамилий череповчан – Героев Советского Союза.
День Победы с самого детства был для него любимым праздником. Будущий художник родился в Краснодаре через два года после Победы, его родные были родом из Новороссийска и пережили оккупацию.
– Отец пошёл в военкомат добровольцем вместе с братом, но его завернули как первоклассного специалиста, – рассказывает Дворянов историю своей семьи. – Он был машинистом паровых турбин на электростанциях, а это стратегические объекты. Восстанавливал инфраструктуру всего региона, причём в Новороссийске он восстанавливал электростанцию, когда она была заминирована фашистами и в любой момент могла взорваться. О нём даже в газете писали в те годы. Воевали мои дяди, один погиб, другие вернулись с ранениями.
Меньше, да лучше
Валерий Дворянов – преподаватель и педагог в череповецком Училище искусств. Но студентов он обучает не микроминиатюре и даже не изобразительному искусству. Ведет занятия по классу баяна, и большинство баянистов области – его воспитанники. Микроминиатюра всегда была его любимым увлечением. К сожалению, учеников в этом поразительном искусстве у него нет. Да и как такому научишь.
«Я с детства любил делать какие-нибудь необычные штуки», – говорит мастер. Увлечение микроминиатюрой началось с прочтение учебника «Тайны микротехники», которые неведомыми путями как-то оказался в руках мастера. Листая его, Дворянов начал делать корабли, потом оружие, а потом занялся портретами.
Поначалу каждая страница учебника была для него вызовом – смогу ли я так? И чем невероятнее была задача, тем было интереснее. А потом он узнал, что не один в стране на такое способен, и включился спортивный азарт. Сейчас уже художник ни с кем не соревнуется, пишет для себя, родных и близких, и тех, кто ждёт его удивительных выставок. Говорит, что микроскоп для него – окно в другой мир, не менее интересный, чем реальный.
Среди лучших работ череповецкого Левши – стихотворение Игоря Северянина из 98 символов, каллиграфически выведенные на маковом зернышке. Кроме того, он уложил набор из десяти (!) столярно-слесарных инструментов в игольное ушко. А также выложил кусочками сусального золота на человеческом волосе фамилию Александра Пушкина.
Но самое впечатляющее среди работ Дворянова – портреты. Их у него десятки. Президенты, ученые, писатели и художники (классики и современники), музыканты, артисты, дипломаты. Сергей Лавров, Мстислав Ростропович, Николай Расторгуев, Валерий Гергиев, династия Романовых и многие-многие другие. Некоторым из своих героев или их музеям удалось подарить портрет, причем не только в России. Например, портрет Эдварда Грига когда то был подарен музею Эдварда Грига в норвежском Бергене. Работа Дворянова также находится в коллекции первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Размер портретов 3 на 4 миллиметра, лицо в ширину – не более миллиметра. Если больше, то, по мнению автора, уже неинтересно и неудивительно. На своих портретах он старается передать характер – долго ищет образ, узнаваемый прищур и взгляд. Если изображение не похоже на оригинал, художник его никому не покажет. Мощный лупы, которые Валерий Дворянов подбирает к своим работам, позволяют рассмотреть изображение во всех деталях.
«Руками делаю»
Поинтересовавшись технологией создания столь сложных произведений, я приготовился записывать обширные научные выкладки. Немногословный мастер ответил: «Руками делаю». Оказалось, это и есть технология.
Подобно старику Хоттабычу, Дворянов творит свои чудеса тоже с помощью волоска, только не выдергивает его из бороды, а срезает с собственной руки. «Смотрите сколько их, “кистей”, на любой вкус, – проводит он по растительности на тыльной стороне ладони. – Срежешь, выберешь подходящий, заостришь и рисуешь». Художник объяснил, что ничего более тонкого, чем человеческий волос, он не нашёл, хотя пытался искать.
На рисунок, который будет нанесен на зернышко или крохотную костяную пластику, уходит не более часа, а вот на подготовку иногда несколько недель.
Вначале, после того как модель выбрана, Дворянов рисует её в более-менее крупном виде. Доходя до дела, когда в микроштативе уже закреплено зернышко или вишнёвая косточка, руки чудесным образом помнят, и всё проходит как по маслу. В данном случае – по рису или кости.
Выбирать рисовое или маковое зерно, игольное ушко, косточку от какого-нибудь плода в качестве холста – это традиция микроминиатюристов. «Скажи человеку, что рисунок размером 0,3 миллиметра, не поймёт, а тем более не представит. А величину макового зернышка все представляют», – поясняет Дворянов.
«А повторить подвиг Левши – подковать блоху – не пробовали?» – интересуюсь. «Знаю, что многие микроминиатюристы это делают. Но сам не пробовал, блох подходящих не попадалось...» – отвечает Дворянов с улыбкой. Но всё же признался, что иногда думает о лесковском сюжете.
– В принципе, подковать блоху вполне реально, Лесков не преувеличивал, – отмечает он. – Точнее, не преуменьшал. Конечно, придётся помучиться. Подковки сделать не так сложно, но вот гвоздики… Нужно поэкспериментировать с марками стали. Да ещё придётся изобрести сверхтонкое шило для того, чтобы проткнуть блохе лапы.
Есть ещё на Руси мастера, у которых руки чешутся до всего чудесного. Особенно левая.
Также по теме
Новые публикации







