
Русский язык как глобальный ресурс: образовательные и карьерные перспективы молодёжи
Людмила Богданова23.05.2025
В рамках V Костомаровского форума состоялся дискуссионный клуб «Русский язык. Молодёжь. Будущее», на котором эксперты обсудили ключевые аспекты продвижения русского языка в мире. Участники форума представили успешные образовательные программы, обсудили стратегии вовлечения молодёжи и перспективы трудоустройства для молодых специалистов. Особое внимание было уделено международным проектам, которые не только укрепляют позиции русского языка за рубежом, но и открывают новые карьерные возможности для его носителей.
«Русский язык как инструмент карьерного роста»: опыт обучения турецких специалистов атомной отрасли
«Росатом» – одна из крупных корпораций, которая занимается серьёзной подготовкой специалистов для своей отрасли как в России, так и за рубежом. Менеджер проектов по дистанционному обучению АО «Росатом Сервис» Мария Левон выступила с докладом «Русский язык как язык карьерных возможностей», в начале процитировав слова генерального директора «Росатома» Алексея Лихачёва: «Россия последовательно развивает международные отношения, делая упор на сотрудничество с дружественными странами. В странах присутствия “Росатома” в связи со строительством АЭС при поддержке России растёт потребность в изучении русского языка и российском образовании».
Институт Пушкина, «Росатом Сервис» и турецкая АЭС «Аккую Нуклеар» совместно реализуют пртграмму, в рамках которой проводится обучение русскому языку как иностранному турецких специалистов в области атомной энергетики. Таким образом, через профессию русский язык становится инструментом карьерного роста для жителей турецкого региона, где находится АЭС.
Программа стартовала в 2024 году, и с июля по октябрь первые 18 турецких специалистов осваивали русский язык с нуля до уровня А2. По окончании курса слушатели прошли дистанционную аттестацию на платформе RuLeS, созданную специалистами Центра языкового тестирования, успешно подтвердив новые знания и навыки. С октября по декабрь 2024 года состоялось обучение русскому языку с уклоном в атомную терминологию по программе В1, В2 уже 36 турецких специалистов. В 2025 году планируется обучить русскому языку с нуля до уровня А2 60 сотрудников предприятия, а также провести дистанционную аттестацию 180 специалистов на уровни владения языком A2, B1, B2. По словам Марии Левон, важно, что данное предприятие является градообразующим, поэтому интерес к изучению русского языка будет постепенно охватывать всё население турецкого региона, особенно молодое поколение.
«Россия – страна возможностей»: семь лет платформы для раскрытия талантов
Артур Кучаев – эксперт президентской платформы «Россия – страна возможностей», руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций». Он напомнил, что платформа «Россия – страна возможностей» была создана ровно семь лет назад по инициативе Президента РФ Владимира Путина.
Сегодня это открытая площадка для общения и обмена опытом между профессионалами, управленцами, добровольцами, социальными активистами и талантливой молодёжью. Платформа объединяет кадровые, социальные, образовательные, культурные, спортивные и прочие проекты и конкурсы со всей страны. За семь лет работы участниками проектов стали более 20 миллионов человек, в том числе более 11 миллионов – это дети и молодёжь из всех регионов страны и 150 стран мира. Сегодня на платформе представлено 26 действующих конкурсов и проектов, целью которых является предоставление равных возможностей всем участникам для реализации своих талантов, профессионального потенциала, воплощения в жизнь бизнес-идей, общественных и социальных инициатив.
Флагманским проектом является конкурс «Лидеры России» для талантливых молодых управленцев. За пять сезонов на конкурс было подано более миллиона заявок из 150 стран мира. Вторым по популярности является проект «Это у нас семейное», направленный на продвижение традиционных ценностей, объединение поколений через общие дела, поддержку семей с активной жизненной позицией. Участниками проекта стали почти 600 тысяч человек – это более 100 тысяч семей, представленных тремя и более поколениями.
В системе конкурсов и проектов платформы существует отдельный сегмент, направленный на студенческую молодёжь. Это, в первую очередь, «ТопБЛОГ», направленный на поддержку и сопровождение, обучение и развитие в медиаиндустрии авторов полезного контента и авторов-специалистов социально значимых сфер. Проект «Профразвитие» помогает студентам, выпускникам, молодым специалистам в трудоустройстве и стажировках в ведущих организациях страны. Конкурс «Флагманы образования» направлен на поддержку талантливых педагогов и управленцев в сфере образования. Программа развития «Другое дело» поощряет социальную активность граждан, позволяя получать бонусы и призы за участие в добрых делах и общественно-полезных инициативах. Базовый проект по взаимодействию платформы с университетами и прочими образовательными организациями – «Центры компетенций». На данный момент создано и функционирует 175 центров в 260 вузах России и Киргизии (КРСУ), в которых уже почти миллион студентов прошли диагностику своих универсальных компетенций, деловых и управленческих качеств личности. По результатам диагностики выдаётся скилл-паспорт компетенций, который некоторым образом является дополнением к диплому о высшем образовании и является хорошим подспорьем на собеседованиях при трудоустройстве молодых специалистов.
Русский язык в Словакии: современное состояние и перспективы олимпиадного движения
Данные о востребованности русского языка в Словакии привёл профессор Любомир Гузи, директор Института русистики философского факультета Прешовского университета и вице-президент Ассоциации русистов Словакии.
По имеющейся статистике за 2022/2023 учебный год, в Словакии русский язык изучают около 40 тысяч школьников и студентов в 763 учебных заведениях. Пять университетов страны имеют специализированные факультеты или институты русистики: в Братиславе, Нитре, Трнаве, Банской-Быстрице, Ружомберке и Прешове. Кроме того, работают две средние школы с русским отделением в Братиславе (гимназии Альберта Эйнштейна и Ивана Хорвата), а также гимназии в Враблях, Райце, Банской-Быстрице, Кошице, Врбове и Банской Штьявнице.
Организацию международной олимпиады по русскому языку в Словакии курирует Национальный институт образования и молодёжи при Министерстве образования Словацкой Республики при методической поддержке Ассоциации русистов Словакии. В ходе своего выступления профессор Гузи выделил несколько проблемных аспектов проведения олимпиады и сделал ряд предложений, направленных на совершенствование олимпиадного движения, что приведёт, по его мнению, и к укреплению позиций русского языка за рубежом.
Читайте также: «Словаки уже выходят за рамки стереотипных представлений о России»
«Послы русского языка в мире»: 10 лет просветительской миссии
Программу «Послы русского языка в мире» Института Пушкина представили Елена Федишева и Манучехр Вохидов. За десятилетие существования проекта в нём приняли участие более 7 тысяч студентов из 192 вузов. Волонтёры провели свыше 100 экспедиций в 24 страны, а общее число участников мероприятий превысило 60 тысяч человек. Сообщество программы во ВКонтакте объединяет 12 тысяч человек.
Отбор в программу строится на строгих критериях: грамотная речь, опыт волонтёрской и педагогической работы, личные достижения, мотивация к образовательной деятельности и творческие способности. Особое внимание уделяется уровню владения русским языком, а также знанию русской истории, культуры и литературы. Кандидаты в возрасте от 18 до 35 лет проходят многоэтапный отбор, включающий два заочных и два очных тура.
За годы работы программы сформировалось сплочённое сообщество, где участники не только совместно работают в экспедициях, но и продолжают общение в неформальной обстановке, обмениваясь опытом и поддерживая профессиональный рост. Девиз волонтёров – «Путешествуй и учи русскому языку весь мир». Многие выпускники программы продолжают карьеру в сфере преподавания русского языка как иностранного как в России, так и за рубежом.
Русский язык в Индии: традиции изучения и современные перспективы
Профессор Киран Сингх Верма из Центра русских исследований Университета Джавахарлала Неру в Дели сообщила о широком распространении русского языка в индийской системе образования. Русский язык преподаётся во многих университетах и образовательных учреждениях страны. Среди ведущих вузов, предлагающих программы по русистике, она выделила Университет Джавахарлала Неру, Делийский университет, Бенаресский индуистский университет, Университет английского и иностранных языков в Хайдарабаде. Эти учебные заведения предлагают как базовые курсы русского языка, так и полные академические программы – бакалавриат, магистратуру, а в некоторых случаях и аспирантуру. Дополнительные возможности для изучения русского языка предоставляют Российский центр науки и культуры (Русский дом) и его филиалы.
Центр русских исследований Университета Джавахарлала Неру занимает особое место в системе индийского образования. Являясь одним из старейших и крупнейших центров русистики в Азии, он в текущем году отмечает своё 60-летие. В настоящее время в центре работают 16 преподавателей, а общее число студентов составляет около 300 человек. Ежегодный набор на первый курс достигает примерно 70 студентов.
Знание русского языка открывает перед индийскими специалистами широкие карьерные перспективы, что связано с активно развивающимся сотрудничеством между Индией и Россией в различных сферах: образовании, экономике, оборонной промышленности, культуре и туризме. Особенно востребованы специалисты по устному и письменному переводу, которые работают на различных мероприятиях и способствуют развитию деловых контактов между российскими и индийскими компаниями в таких отраслях, как информационные технологии, атомная энергетика, нефтегазовый сектор и других. Многие выпускники Центра русских исследований находят себя в преподавательской деятельности, работая в университетах, колледжах и школах по всей Индии. Кроме того, специалисты со знанием русского языка востребованы в туристической индустрии, а в последнее время с ростом популярности индийской медицины появилось новое перспективное направление – сопровождение медицинских туристов.
Читайте также: Как продвигать русский язык и российское образование в Индии?
Представленные инициативы демонстрируют, что русский язык сегодня – это не только культурное наследие, но и реальный ресурс для профессионального роста. Международные образовательные программы, волонтёрские проекты и олимпиадное движение создают глобальное сообщество, заинтересованное в развитии русского языка. Как отметили участники дискуссии, поддержка этих инициатив позволит укрепить позиции русского языка в мире и откроет новые перспективы для молодёжи разных стран.
Читайте также:
Как продвигать русский язык за рубежом: Юго-Восточная Азия
Как продвигать русский язык за рубежом: Латинская Америка
Также по теме
Новые публикации







