
«Насладиться русскостью». Чехов и Чайковский возвращаются в Европу
Сергей Виноградов17.04.2025
Призывы к отмене русской культуры в странах Запада ещё не утихли, но они всё чаще тонут в овациях и криках «браво!», которых зрители не жалеют на спектаклях и концертах русской классики. Те, кто на Западе интересуется большой культурой, знают, что в 2025 году ведущие лондонские сцены захватили пьесы Чехова, опера «Евгений Онегин» собирает полные залы в Испании, Италии и Финляндии. А в США рекламируют концерты с музыкой Чайковского как рок-шоу.
«В Москву! В Москву!», или Чехов в гостях у Шекспира
Всю зиму и начало весны Антона Павловича Чехова в английской прессе называли дебютантом. И не только потому, что в последние несколько лет его почти не ставили, и сейчас он вернулся на большую сцену. Но и потому, что Чехову и его «Трём сестрам» впервые выделили священную для британской культуры сцену театра «Глобус».
Оригинальный театр «Глобус» был построен в 1599 году, на его круглой сцене проходили премьеры большинства пьес Шекспира, который работал в этом театре. В 1613 году здание сгорело дотла, после чего был отстроен второй «Глобус», который был закрыт в 1642 году.
В 1997 году актёр и режиссёр Сэм Уонамейкер воссоздал старый «Глобус» по старинным изображениям и чертежам в 230 метрах от места существования оригинального театра. Он также был выполнен под открытым небом, как и оригинал. Львиную долю репертуара «Глобуса» занимают спектакли по пьесам Шекспира, остальное место в афише отводится для постановок творений его современников.
Изредка в виде особой милости на сцену пускают других британских классиков. Но чтобы иностранца, да ещё русского… Нет, такого не бывало прежде никогда. На протяжении нескольких недель марта и апреля над центром Лондона раздавалась знаменитая реплика трёх сестёр Прозоровых: «В Москву! В Москву!».
Зрители приняли новшество на ура, и зрительный зал, вмещающий 1570 человек (стоячие и сидячие места, как при Шекспире), был полностью заполнен. Театральная критика Лондона поначалу была удивлена и осторожничала в своих статьях, но потом восторженно приняла спектакль.
The Standard назвал спектакль «Три сестры» «историей о печалях русской знати», там отметили, что «страдающие русские дворяне Антона Чехова так хорошо сидят в деревянном, освещённом свечами “Глобусе”, что удивительно, почему его не ставили здесь раньше».
Постановщики, нужно отдать им должное, постарались воссоздать атмосферу русского поместья. Как смогли. Свечи, которые освещают сцену на протяжении всей постановки, создают волшебство и уют. Некоторые герои ходят в мундирах, напоминающих гусар 1812 года, другие носят похожие на папахи высокие шапки и влетают на сцену в шубах нараспашку – так англичане представляют себе русских чеховских времён.
«Русских часто характеризуют как мрачных, и это, безусловно, относится к “Трём сестрам”, поскольку на протяжении всей пьесы они сетуют на свои страдания, – пишет тот же The Standard. – Поэтому вы не ожидаете, что эти темы неудавшейся любви и утраченных мечтаний приведут к такому смешному произведению. Однако количество смеха, полученное от черного русского юмора, является прекрасным сюрпризом».
Не желая акцентировать внимание на возвращении русской культуры, критики как бы нехотя, между строк признаются, как же им и зрителям не хватало Чехова и других русских классиков. «Написанные в 1900 году и впервые показанныев Москве в 1901 году, “Три сестры” Чехова, неподвластные времени, обращены к каждому поколению и каждой культуре», – отмечает издание London Cult.
Читайте также: Антон Чехов: «Смотреть бы почаще на самих себя»
Британский портал WhatsOnStage о культурных событиях в Лондоне процитировал программку спектакля «Три сестры», в которой автор нового перевода пьесы Рори Малларки пожелал зрителям «насладиться русскостью» (тo revel in the russian-ness).
Критик-любитель и театрал со стажем Лиам О’Делл рассказывает на своём сайте после посещения «Трёх сестёр», что, увидев несколько лет назад «Дядю Ваню» на лондонской сцене, влюбился в драматургию Чехова и ждал его возвращения.
Наверняка, он не преминул посетить и постановку чеховской «Чайки», которая несколько недель шла в лондонском театре Barbican до 5 апреля. Зрительскому ажиотажу помогло привлечение голливудских звезд – роль Аркадиной исполняла обладательница двух премий «Оскар» Кейт Бланшетт, а Нину Заречную играла Эмма Коррин.
Российский актёр Марк Эйдельштейн рассказал российским блогерам о том, что столкнулся с Эммой Коррин на одном из мероприятий, и та забросала его вопросами о Чехове, русской театральной школе и о том, как правильно играть русскую школу. По словам Марка, русская культура – главная тема, которую звёзды Голливуда поднимают на встречах с ним.
Читайте также: Михаил Чехов: весь мир – театр
Еухенио шагает по Европе
Опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского – настоящий хит текущего театрального сезона в Европе. Постановки о пушкинском герое вошли в репертуар целого ряда ведущих оперных театров Европы, включая Ла Скала. Опера про «ветреного и импульсивного Еухенио» исполняется на русском языке, а потому неудивительно, что постановщики привлекли артистов из России, Украины и других русскоязычных стран, а также государств Восточной Европы.
«Спустя почти 15 лет эта опера, исследующая темы безответной любви, возвращается в Королевский театр (Teatro Real) в новой постановке Кристофа Лоя, посвящённой 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, автора оригинального одноимённого романа», – говорится на сайте испанского театра, расположенного в Мадриде.
«Дирижёр Густаво Химено руководит оркестром Королевского театра с точностью и страстью, его выразительный стиль придаёт музыке Чайковского глубину, – пишет издание OperaWire. – Его внимание к деталям от смены темпа до тщательно продуманной динамики раскрывает эмоциональные слои русской оперы».
Для гостей спектакля в театре придумали различные бонусы. В программке изложили историю написания и постановки оперы, сюжет пушкинского «Евгения Онегина», а местный клуб фехтования подготовил мастер-класс владения шпагой. «Хотя в пушкинском тексте Онегин и Ленский вызывают друг друга на дуэль на пистолетах, в XIX веке мужчины также дрались на шпагах, рапирах или саблях», – говорится в рекламе на сайте театра.
Костюмы героев далеки от пушкинской эпохи, авторы сделали выборы в пользу современности и минимализма. Но и здесь зрителям дают возможность «насладиться русскостью» – национальные элементы различимы в декорациях и костюмах хора.
Параллельно с испанской постановкой своего «Евгения Онегина» представили в Италии – в феврале и марте опера шла на сцене Ла Скала в Милане. Там отметили, что театр возвращается «к русскому репертуару после триумфальной “Хованщины” Мусоргского в 2019 году».
Действие спектакля разворачивается на огромном залитом солнцем пшеничном поле под меняющимся голубым небом. Сюжетным новшеством постановки стало то, что Ленский с Онегиным не стреляются, а играют в русскую рулетку. «Драматическое решение, которое, хотя и не снимает ответственности с Онегина, перекладывает ответственность за смерть Ленского на саму судьбу», – указывает портал bachtrack.com.
Добавим, что в конце прошлого года Финская национальная опера выложила в YouTube свою постановку «Евгения Онегина», которая вызвала большой интерес у поклонников из разных стран.
«Это моя любимая опера, – написала в комментариях пользователь @joannahoskins7743. – Как мне не хватает Хворостовского в роли Онегина в постановке Метрополитен-опера 2007 года». «Я увижу оперу в Ла Скала, – сообщила annadallauro6936, в жизни которой это будет пятый Онегин. – Я уже смотрела эту оперу в Болонье, Неаполе, Вене и Монако».
Впечатляющий Чайковский
А вот в США не говорят о возвращении произведений Чайковского на сцену, утверждая, что он никуда и не уходил. В репертуаре почти каждого американского оркестра есть произведения русского композитора, и это остаётся неизменным. В США Чайковского любят, играют, ставят, рекламируя концерты и спектакли как выступления рок-звезды – огромные баннеры на центральных, клипы на уличных экранах, привлечение музыкальных знаменитостей.
Чайковский привлекает слушателей, даёт хорошие сборы, зажигает новые имена на исполнительском небосклоне. «15 долларов — это отличная цена за вечер, наполненный настоящей красотой, драматизмом, романтикой», – рекламирует концерт музыки русского классика зал в штате Огайо.
Программу «Впечатляющий Чайковский» здесь исполняет Симфонический оркестр из Коламбуса (Columbus Symphony Orchestra). Играют прелюдию из «Пиковой дамы», Концерт для скрипки с оркестром и Симфонию № 6 («Патетическую»).
Музыканты рассказали журналистам, что изучили историю этих сочинений. Например, скрипач Зоран Стоянович отметил, что Чайковский заболел и скоропостижно скончался после петербургской премьеры Симфонии № 6, и для музыканта это «музыка прощания с великим человеком».
К серии концертов оркестр привлёк скрипачку Обри Оливерсон, настоящую звезду классической музыкальной сцены США. Чайковский – один из любимых её композиторов, и она часто играет его произведения с оркестрами по всей стране.
Представляя в прошлом году скрипичный концерт Чайковского в Принстонском университете, Обри рассказала зрителям, что для неё это «невероятно особенное, волшебное произведение, которое всегда меня радует». Особенное, потому что первое, которое она исполнила с профессиональным оркестром в возрасте 13 лет. Волновалась так, что кровь пошла носом, пришлось даже вызывать скорую, вспоминает скрипачка. Концерт задержался на полчаса, но состоялся – люди ждали музыку Чайковского, их нельзя было расстроить.
Кстати, Чайковский не только уже при жизни был популярен в США, но и выступал там. Почти в каждой статье о концерте с исполнением музыки русского классика (во многих его уважительно называют по имени – Petr Ilyich) пересказывается история путешествия Чайковского в США в 1891 году и выступление на открытии Карнеги-холла.
«Меня здесь всячески ласкают, чествуют, угощают, – писал композитор. – Оказывается, я в Америке вдесятеро известнее, чем в Европе. Сначала, когда мне это говорили, я думал, что это преувеличенная любезность. Теперь я вижу, что это правда…»
И за прошедшие годы ничего не изменилось.
Также по теме
Новые публикации







