SPA FRA ENG ARA
EN

Мода на русское. Как в России узнали и полюбили русский стиль

Светлана Сметанина12.03.2025

Шабельская 7 анонс.jpg

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году, ставшей триумфом российской промышленности и культуры, изумлённые посетители восхищались не только акварельной панорамой Транссиба (950 метров!), ажурным каслинским литьём и картой Франции из уральских самоцветов. Восторг вызывали и невиданные ранее древнерусские наряды из коллекции Натальи Шабельской, представленные на манекенах в окружении предметов русской старины. Такую Россию иностранцы ещё не видели.

Предтеча «Русских сезонов» Дягилева и знаменитого бала-маскарада Романовых

Многим, наверняка, знакомы фотографии со знаменитого бала-маскарада 1903 года в Зимнем дворце – самого известного костюмированного бала царской России. Все придворные получили указание явиться на торжество в русских нарядах допетровской эпохи. Зрелище получилось невероятной пышности и красоты – поистине сказочное. Сам император Николай II выбрал для себя наряд, выполненный по эскизам одежды царя Алексея Михайловича. Но при этом многие вещи на нём были подлинными – доставленными из Оружейной палаты. Его супруга была одета как царица Мария Милославская.

Зимний дворец наполнился боярами и боярынями, сокольничими, стольниками и воеводами. Требования к костюмам были очень жёсткие – никакой самодеятельности, только оригинальные наряды той эпохи. Поэтому и сам бал стал не просто неординарным зрелищем, но своего рода уникальным произведением искусства. А фотографии, запечатлевшие гостей праздника, и сегодня вызывают интерес и восхищение невероятной красоты русскими нарядами. Кстати, известная колода карт «Русский стиль», которую многие из нас использовали для игры еще в детстве, воспроизводит костюмы именно с того бала.

Все участники костюмированного придворного бала-маскарада, 1903. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%...

А ведь ко всему этому в каком-то смысле «приложила руку» Наталья Шабельская – первая, кто стала собирать и изучать предметы древнерусского быта и одежды. В открытом ею Музее старины было собрано более 20 тысяч предметов! Можно сказать, что её коллекция, вызывавшая восторг зрителей на выставках в Москве, Петербурге, Чикаго, Антверпене и, конечно, Париже, стала предтечей и огромной популярности «Русских сезонов» Дягилева, и того самого знаменитого бала дома Романовых. Она ввела моду на «русский стиль».


Наталья Леонидовна Шабельская родилась в 1841 году в Таганроге в семье обрусевших немецких дворян Кроненбергов. Она получила прекрасное домашнее образование, позже закончила с золотой медалью Харьковский женский институт. В 17 лет вышла замуж за одного из богатейших помещиков Харьковской губернии Петра Шабельского. А поскольку с детства увлекалась рукоделием, то и в имении супруга открыла мастерскую, куда взяла 14 талантливых вышивальщиц.

После рождения третьей дочери семья переезжает в Москву, где можно было дать детям хорошее образование. Её интерес к вышивке быстро перерастает в интерес к народному искусству в целом, благо что Наталья Леонидовна вошла в кружок московских ценителей старины и коллекционеров. Так, бывавший в доме Шабельской известный коллекционер и меценат Бахрушин писал про её вышивальную мастерскую: «Она исполняет, единственно из любви к искусству, работы старинным русским швом и по старинным рисункам. Изготовленные этим путём предметы идут ко Двору и в подарок добрым знакомым».

Николай II в костюме царя Алексея Михайловича. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BB_1903_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

В конце 1870-х годов в жизни Шабельской происходит ряд драматических событий: друг за другом она теряет старшую дочь, мать, сестру и мужа. Возможно, чтобы не сломаться и не оставить сиротами двух дочерей, она с головой погружается в своё увлечение – коллекционирование предметов древнерусской старины. Этому способствовало и путешествие с дочерьми по Волге, во время которого они посетили знаменитую Нижегородскую ярмарку. Работы безвестных русских мастериц со всей огромной страны, их художественный вкус, сложные рукодельные техники и рисунки покорили Шабельскую, вызвав у неё искреннее желание не только познакомить с этой красотой высшие круги российского общества, но и сохранить эти произведения древнерусского искусства для будущих поколений.

20 тысяч уникальных предметов русской старины

С этого момента Наталья Леонидовна становится фанатичным коллекционером. В поисках интересных для неё предметов она едет на Русский Север, в Поволжье, в Крым, в южнорусские области, центральные губернии Российской империи. Проблема была ещё и в том, что наиболее ценные предметы русской старины вывозились в большом количестве за границу, а многие из них попросту пережигались старьевщиками, чтобы снять с них вышивку из золота и серебра. В результате ценнейшие образцы узоров и сами вещи бесследно исчезали, о чём Шабельская рассказывала в одном из писем.

И всё же ей удалось собрать за несколько десятилетий поистине уникальную коллекцию произведений      народного искусства и предметов быта. В основе её собрания был народный костюм: кафтаны, полукафтанчики, сарафаны, сорочки, душегрейки, епанчи. Одних только женских головных уборов у неё было 300 единиц. Это повязки, «перевязки», венцы, свадебные «коруны», кички, начельники, сороки, повойники, множество видов кокошников, унизанных жемчугом и украшенных перламутром. А ещё платки, покрывала, шали – в том числе золототканые и золотошвейные, из разных российских губерний, отличающиеся своими особенностями декора.


Коллекция Шабельской также включала все виды старинного русского шитья и кружевоплетения: шитьё шёлком, шитьё по холсту, шитьё по перевити, шитьё золотом и разными видами швов.

Но одной лишь одеждой она не ограничивалась. Иконы, старинные ларцы, где женщины хранили драгоценности, и сами украшения, а также старинная мебель из женской половины дома – столики для рукоделия, зеркала с подставками, комоды.

Впервые коллекция Натальи Шабельской была представлена в наиболее полном её виде на выставке в Петербурге в пользу пострадавших от неурожая. Выставку посетил художественный критик, историк искусств В. В. Стасов, высоко оценивший художественный вкус Шабельской, её знания и её значение для русской культуры. Стасов оставил блестящий отзыв об этой выставке, в котором писал: «Всё меня в этой выставке восхищает: и собрание превосходных работ, выполненных древней русской женщиной, и необычайный женский почин, необычайное знание со стороны русской современной женщины, и необычайная энергия собирательницы, употребившей 20 лет жизни на то, чтобы со всех концов России добыть и соединить в своём музее образцы художественного труда и домашнего творчества долгих поколений древней русской женщины». Он называл Шабельскую представительницей нового поколения женщин, которые «ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят её и отдали на служение ей всю свою жизнь».


Тогда же, в начале 1890-х годов, Наталья Шабельская открывает в своём московском особняке на углу Садовой и Бронной богатый и разнообразный «Музей старины». А также начинает активно экспонировать свою коллекцию как на родине, так и за рубежом – на выставке в Чикаго в 1893 году, Антверпене – в 1894, и на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Интересный момент – Шабельская как будто раньше всех уловила то, что вскоре станет если не модой, то серьёзным увлечение русского дворянства. Со времён реформ Петра Первого русская знать привыкла ориентироваться в своих вкусах исключительно на европейские образцы. О самобытной и уникальной русской культуре знали разве что учёные вроде Ломоносова и великие деятели русской культуры, такие как Пушкин.

Но с приходом на трон царя Александра III в 1881 году всё изменилось. Русский царь впервые стал пропагандировать национальный стиль во всех его проявлениях и формах – и в живописи, и в архитектуре, и даже в кухне ресторанов. Александр III приобрёл около тысячи работ русских художников, главным образом передвижников. А за картину «Явление Христа народу» Константина Маковского, которому покровительствовал, заплатил по тем временам огромную сумму – 15 тысяч серебром. Историк Василий Ключевский писал, что Александр «ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание». Так что коллекция Натальи Шабельской пришлась ко двору в самом широком смысле слова.

Но одним лишь коллекционированием дело не ограничилось. Наталья Шабельская, как будто предчувствуя скорые трагические события в судьбе России, решает заняться фотофиксацией своей коллекции. В этом ей помогают обе её дочери – Наталья и Варвара, которые сами фотографируют вышивальщиц из мастерской Шабельской в русских нарядах и даже выступают в роли моделей, а потом ещё и раскрашивают фотоснимки, чтобы будущие зрители понимали все нюансы древнерусского стиля. Эта фотоколлекция из 175 снимков сама по себе стала уникальным источником по истории русского костюма. Важно, что большая её часть – 118 снимков – осталась в России и хранится в архиве Российского этнографического музея. Кстати, 18 апреля там открывается очередная выставка из цикла «Русские. Рождение идентичности», где будут представлены вещи в том числе из коллекции Шабельской.

Читайте также: Знай наших! Сергей Прокудин-Горский и его фотолетопись русской жизни


После кончины основательницы коллекции её дочери сделали всё, чтобы уникальные экспонаты не пропали, а стали музейным достоянием. Почти сразу после смерти матери в 1904 году сёстры Шабельские обратились в Этнографический отдел Русского музея в Санкт-Петербурге с предложением приобрести коллекцию, в которую входили предметы женской одежды, головные уборы, кружева, предметы из дерева и кости, украшения из жемчуга и бисера. Часть коллекции (1478 предметов) была подарена сёстрами музею, а ещё 2596 были приобретены императором Николаем II за 40 тысяч рублей золотом в рассрочку на пять лет и подарены Русскому музею.

 

«Ужасающая тоска по родине душит нас»

После революции 1917 года сёстры поначалу выбрали разные пути: Варвара с семьёй эмигрировала во Францию, а Наталья осталась в Москве, где работала в Центральных реставрационных мастерских под началом художника Грабаря. Но в 1925 году она выехала в Ниццу, где присоединилась к сестре. Там же, в Ницце, оставалась и часть коллекции их матери, поскольку свои последние годы она провела в этом приморском городе.

Сёстры зарабатывали на жизнь тем, что изготавливали по собственным эскизам отделку платьев в древнерусском стиле для коллекции известного парижского кутюрье Поля Пуаре. Они надеялись, что ещё смогут вернуться на родину и даже вывезти оставшуюся часть коллекции – во всяком случае, об этом писала Грабарю одна из сестёр Наталья: «Ужасающая тоска по родине душит нас и не даёт нам ни минуты покоя, и нам, безусловно, хотелось бы вернуться в Москву». Но этим мечтам не суждено было сбыться: они ушли из жизни друг за другом после начала Второй мировой войны.

Читайте также: Русские, которые прославили Францию

Часть их заграничной коллекции была продана в Соединённые Штаты Америки, часть оставалась у давнего друга семьи Шабельских. В 1988 году их выкупил русский эмигрант Павел Толстой-Милославский и в 1991 году передал в дар Всероссийскому музею декоративного искусства.

Сегодня эти предметы и фотографии вызывают удивление и восхищение изяществом и сложностью работы, подтверждая слова Натальи Шабельской: «Во всех сохранившихся до наших дней памятниках шитья, древних, обветшалых и, казалось бы, отживших, есть живая сила – сила красоты и индивидуального творчества».

 

Также по теме

Новые публикации

28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.
Тридцать благочинных и старших священников из 22 стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата Африки провели в России полторы недели. Участники этой поездки назвали её уникальной, поскольку впервые африканские священники смогли лично увидеть Россию, познакомиться со святынями и людьми России. И, конечно, они расскажут об этом пастве.
Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа нередко вызывает вопросы. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.
В сентябре стартует масштабный международный проект «Шахматная дипломатия в Русских домах», который станет новым этапом в продвижении российской культуры за рубежом. Инициатива Россотрудничества и Федерации шахмат Московской области охватит десять стран на разных континентах, объединяя людей через интеллектуальный спорт.
На площадке Центра международной торговли в Москве 20 – 21 сентября прошла первая Всемирная общественная Ассамблея, собравшая более 4 тысяч гостей и экспертов из 150 стран мира. Деловая программа включала 7 панельных сессий и более 40 тематических площадок по ключевым направлениям: общественная дипломатия, гуманитарная модернизация, ценности нового мира и духовное единство.
Омонимы принадлежат к одной и той же части речи, пишутся и звучат одинаково, но различаются значениями. Кроме того, они, как правило, имеют самостоятельные истории происхождения, никак не пересекающиеся между собой. Сравнение этих историй всегда вызывает интерес.
Представители России, Пакистана, Сербии, Афганистана, Белоруссии и других стран под руководством ведущих экспертов предложили способы продвижения русского языка за рубежом на Слёте Всемирного фестиваля молодёжи в Нижнем Новгороде, который проходил с 17 по 21 сентября.
О словаре Ожегова хоть раз да слышал каждый. Выдающийся русский языковед Сергей Иванович Ожегов (1900–1964) ещё и редкое исключение из правила: обычно фамилии учёных-лингвистов известны лишь их коллегам, Ожегова же знают все – как автора знаменитого однотомного толкового словаря русского языка.