«Дулаг – 102». Преступление без срока давности
Елена Хрулёва11.08.2023

Недавно в Волосовском районе Ленинградской области, где в годы Великой Отечественной войны располагался фашистский концлагерь «Дулаг – 102», было обнаружено массовое захоронение. По предварительным оценкам специалистов, захоронение может скрывать останки более 5,5 тыс. советских военнопленных и мирных жителей, погибших от голода, избиений и расстрелов. Их тела сбрасывались в противотанковый оборонительный ров на юго-востоке Волосово.
По информации историков, «Дулаг – 102» работал в Волосове примерно с сентября 1941 до конца 1943 года на базе местного известкового завода, который находился на окраине тогда ещё посёлка - примерно в 500 м от найденного захоронения.
Поисково-разведывательная экспедиция осуществлялась в рамках проекта «Без срока давности» при участии поисковой экспедиции «Долина» из Великого Новгорода и поисковых отрядов «Зов партизан» и «Авангард».
На сегодняшний день на месте пересыльного лагеря «Дулаг – 102» подняты останки более 200 человек. Среди них дети и женщины. Большинство имеют следы травм, пулевых ранений.
Участники экспедиции рассказали о первых итогах поисковых работ и постарались привлечь внимание общественности к существующим проблемам, касающимся как конкретно этого массового захоронения, так и системной работы в этом направлении в целом.
По словам командира поискового отряда «Зов партизан» Александра Гринева, в рамках проекта «Без срока давности» удалось произвести разведывательный выезд, вскрыть захоронение и начать эксгумацию останков с глубины более метра из противотанкового оборонительного рва. Но ресурсы поисковых отрядов ограничены.
По предварительным оценкам, в начале 200-метрового рва идёт перекопанный участок земли, характерный для захоронений, длиной 55 метров и шириной 10 метров. Для работы на такой территории необходимо больше людей, дополнительные силы и техника. Сейчас активисты пишут различные запросы в поисках помощи и собираются продолжать работу как минимум до первых заморозков.
Александр Гринев высказал мысль о создании целевого либо сводного отряда волонтёров, которые будут заниматься раскопками конкретно в этом месте месяц-полтора с техникой и под надзором профессионалов из поискового батальона Министерства обороны, куда был направлен соответствующий запрос, но ответа пока не получили. По его словам, необходимо хотя бы очертить границы захоронения, чтобы понимать весь объём работы.
Поисковик, аналитик организации «Помним всех поимённо» Андрей Федотов отметил, что Волосово – не единственное место с подобными проблемами. Он рассказал о лагерях в районе города Дно, ранее относившегося к Ленинградской, а сегодня – к Псковской области.
Там также было найдено массовое захоронение, где лежат останки 5 тысяч военнопленных. И хотя захоронение получило статус по программе «Без срока давности», был привлечён Следственный комитет РФ, и поисковый батальон МО начал аккуратную эксгумацию, но это очень долгий процесс, для которого нужно много людей и техники.
Похожую точку зрения высказал и член Общественной палаты Ленинградской области протоиерей Вячеслав Харинов, подчеркнувший, что хотя в регионе было огромное количество лагерей, пунктов, рабочих участков, системной работы по поиску останков произведено так и не было.
– То, что случилось в Волосово – результат действий той низовой памяти народной, мемориализации войны, которая в конце концов начинает затрагивать специалистов, чиновников и рано или поздно начинается фактическое движение по поднятию останков, по фиксации, документированию и конкретному предъявлению обвинений в геноциде нашего народа, – сказал он.
Священнослужитель отметил, что по всей Ленинградской области подобных мест массовых захоронений по предварительным оценкам специалистов очень много, например, в Тосно, Любани и т. д. Но сейчас поисковые организации испытывают недостаток возможностей для их раскопок и последующей эксгумации останков. И поэтому, уверен он, необходимо привлекать внимание общественности и журналистов к проблеме, ведь «если мы говорим о геноциде, работа должна быть системной».
Захоронение в Волосово – это пример совместной работы общественных палат Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, а также неравнодушных активистов, поисковых отрядов и т. д., напомнил Харинов. Он уверен, что общественные палаты и далее могут стать своего рода трибуной, площадкой, которая будет озвучивать существующие проблемы и системно координировать движение по реализации проекта «Без срока давности».
Неравнодушные люди, жители этих мест своими силами ставят информационные щиты, мемориальные таблички, ухаживают за памятниками. Это тоже проблематика общественных палат, подчеркивает Вячеслав Харинов.
– Список дулагов есть. А вот системной работы по мемориализации этих участков, поддержки этой работы, к сожалению, нет, – посетовал протоиерей. – На словах «никто не забыт, ничто не забыто», а на деле чиновники помнят то, что не требует лишних усилий и вложений.
По словам священнослужителя, чиновники часто отмахиваются от ухода за одиночными деревенскими могилами, не выделяют средств на благоустройство таких захоронений. А нужно наоборот – помогать и поддерживать подобные инициативы.
– Низовая память должна иметь выхлоп и возможность противодействовать чиновничьему безразличию, – подытожил Харинов.