Деревня будущего глазами молодых
Сергей Виноградов21.04.2023
Чего хочет сельская молодёжь? Того же, чего и городская. Согласно опросам, среди их приоритетов – достойная работа, жильё, досуг, инфраструктура, наличие интернета. И у каждого из этих направлений есть свои государственные программы. При этом активная молодёжь сама придумает, как разнообразить жизнь в родной глубинке. Таких ребят нужно просто вовремя поддержать. Уже 15 лет этим занимается Российский союз сельской молодёжи (РССМ), объединяющий более 60 тысяч человек.
Председатель Союза Дмитрий Пекуровский рассказал «Русскому миру» о деревнях с цифровыми остановками, арт-объектами, о сельских блогерах и предпринимателях, предпосылках тренда на переезд в сельскую местность и работе РССМ в новых регионах России. Также он развеял миф о том, что деревенские занимаются только сельским хозяйством.
Кадры для села
– Что такое Союз сельской молодёжи и чем он занимается?
– В этом году нам исполняется 15 лет. Организация на текущий момент представлена в 80 регионах страны и объединяет свыше 60 тысяч человек, а проектной деятельностью охватывает более полумиллиона. Накоплен разный опыт и в проектной деятельности, и в законодательных инициативах. С этого года мы запустили вместе с Федеральным агентством по делам молодёжи программу «Кадры для села», это молодёжная программа. Это новый этап в развитии нашего Союза, программа позволила нам планировать в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
– Какие мероприятия в неё входят?
– Глобальная цель программы – сформировать новый популярный образ села среди молодёжи. Государство со своей стороны реализует различные меры поддержки, связанные с развитием инфраструктуры на сельских территориях, а мы, в свою очередь, нацелены на развитие молодого человека на сельских территориях. Программой предусмотрена широкая проектная линейка, которая включает в себя такие направления, как творчество, спорт, предпринимательство, образование, самореализация. И под каждое из них есть свой проект.
– Уверен, что у Союза есть документ с целями работы. Какую вы можете назвать основной?
– Если кратко – помощь в самореализации молодёжи на сельских территориях. Сюда мы вкладываем различные понятия, связанные с поддержкой и развитием молодёжных инициатив, а также с их тиражированием. Зачастую они придумываются не в центральном аппарате, а в региональных или местных отделениях, и они становятся актуальными для всей страны.
– Можете привести пример?
– Пожалуйста. Бизнес-игра «Начинающий фермер», которая была придумана и запущена в Республике Дагестан, после чего мы её тиражировали на всероссийский уровень, а в последние годы она проходит на международном уровне.
Село с парком и парикмахерской
– Во времена моей юности, выпавшей на 1990-е годы, считалось, что молодые люди из села априори хотят уехать. Сейчас это изменилось? Вы фиксируете рост количества молодёжи, которая хочет жить и развиваться на селе?
– В целом стереотипы существуют, и мы с этим сталкиваемся. Я родом из маленького города Юхнова Калужской области и с детства знаком с тем, что такое огород, корова, сенокос. Предыдущие председатели Союза тоже были родом из сельской местности. Как обычно родители говорили? Учись, развивайся и уезжай, чтобы не крутить коровам хвосты.
Впрочем, мы видим, что ситуация меняется, и сегодня уже не редкость, когда городские жители переезжают на село, эту тенденцию подтолкнула пандемия. Или масса примеров, когда молодые люди остаются на малой родине и успешно развиваются. В том числе в современных трендовых направлениях. Например, сельский блогер Айдар Калимуллин из Башкортостана. Основной доход парню приносят видеоролики и деятельность в соцсетях.
Или возьмём Татьяну Черных из села Нестерово в Бурятии. Она создала творческое пространство, смогла привлечь грантовые средства. Отремонтировала купеческий дом и проводит там мастер-классы, творческие мастерские. Село расположено по пути на Байкал: туристы останавливаются там и могут интересно и с пользой провести время, а местные ходят заниматься спортом и творчеством.
А Мария Уницаева из Самарской области переехала из регионального центра в село и открыла там парикмахерскую. Опять же, это стереотип, что в деревнях все занимаются только сельским хозяйством. Между тем жители находят возможность заниматься бизнесом – конкуренции мало, аренда помещений дешевле.
Ещё вспомнил, как один из наших активистов из Челябинской области создал парк в селе. Он смог поставить скамейки, устроить событийную площадку, появилась точка притяжения для сельской молодёжи. О подобных ярких примерах мы стараемся рассказывать. По сути, происходит обмен опытом, как можно использовать возможности, существующие на сельских территориях.
– Вы привели очень разные проекты, реализованные разными людьми. Но, если попытаться объединить чаяния активной сельской молодёжи, чего она хочет?
– Это интересный философский разговор. Есть общемировые тенденции – урбанизация идёт. Но примеров того, чтобы сельские территории полностью исчезли, нет. Задача не в том, чтобы превратить село в город, а в том, чтобы ответить на запросы жителей села. Базовые запросы логичны и понятны – работа, жильё, досуг, инфраструктура.
Наш недавний опрос среди молодёжи показал, что для неё важно наличие интернета на сельских территориях. Также мы ведём разговор с ВЦИОМом о проведении в этом году большого опроса, посвящённого запросам молодёжи на селе. Хотим понять, с чем у них ассоциируются сельские территории. Что необходимо, чтобы им захотелось либо оставаться, либо возвращаться, либо переезжать на село.
В Удмуртии существует пример деревни будущего. В Пихтовке живут около 700 человек. Детский сад и школа в красивом современном дизайне, ровные дороги, арт-объекты, стадион, цифровая автобусная остановка и ФАП с цифровыми сервисами. Я видел это собственными глазами.
Глубинка и новые регионы
– Сёла, которые расположены рядом с городами, бурно развиваются. Между тем в России есть деревни, куда можно добраться только на лодке. Удаётся ли вам охватить молодых людей из таких мест?
– Здесь есть, над чем работать, и наша цель сделать так, чтобы мы могли открывать представительства и местные отделения в том числе и в таких отдалённых населённых пунктах. Здесь важен систематический контакт и работа, чтобы молодёжь понимала, что находится в сообществе, могла делиться проблемами и совместными усилиями искать для них решения.
Перед региональными и местными отделениями мы ставим задачу проводить серию мероприятий и в целом быть в постоянном контакте с ребятами на сельских территориях. Здесь очень важна ресурсная поддержка в обеспечении выездных мероприятий, в реализации различных социальных проектов и инициатив на селе, расширением формата досуга в деревнях. Так, например, мы сформировали кинобазу для бесплатных показов фильмов на сельских территориях.
– К слову о кино. Как вы полагаете, могут ли качественные фильмы или интернет-площадки с качественным контентом добавить привлекательности жизни на селе?
– Думаю, нужно использовать все доступные инструменты. Фильмы о жизни на селе – это интересно, если они будут хорошо сняты. Мы со своей стороны также стараемся внести вклад в создание привлекательного сельского контента. Работа ведётся. Снимаются ролики, сельские блогеры знакомят интернет-пользователей с деревенской жизнью. Наша задача – формировать коллаборацию с крупными молодёжными площадками, например площадкой «ВКонтакте», чем мы в последнее время активно занимаемся.
– Работает ли Союз с жителями в новых регионах России?
– Да, конечно. Недавно мы открыли региональное отделение в Донецкой Народной Республике, в ближайшее время будет создано наше представительство в Луганской Народной Республике. Уверен, что в этом году мы откроем отделения и в оставшихся новых субъектах, а также реализуем в них нашу молодёжную программу «Кадры для села».