EN
 / Главная / Публикации / Знай наших! Сергей Ильюшин – как землекоп стал конструктором самолётов

Знай наших! Сергей Ильюшин – как землекоп стал конструктором самолётов

Анна Ефремова29.03.2023

Сергей Владимирович Ильюшин. Фото: vologdatourinfo.ru###https://vologdatourinfo.ru/countrymans/ilusin-sergei-vladimirovic

История Сергея Владимировича Ильюшина – это в то же время история всей русской авиации. Подростком он стал свидетелем первой Авиационной недели 1910 года, после революции испытывал первые планеры в Коктебеле, накануне войны сконструировал знаменитый штурмовик Ил-2, а его ученики уже в 1980-е запустили в небо первый советский широкофюзеляжный лайнер Ил-86.

Из чернорабочих – в лётчики

Сергей Ильюшин родился 18 марта (30 марта по новому стилю) 1894 года в крестьянской семье, в деревне Дилялево Вологодской губернии. Детство проходило в нужде – семья была многодетной.

Хотя Сергей и был младшим, с ранних лет он приучился к тяжёлому труду. Но об образовании родители тоже не забывали – девяти лет он пошёл в земскую школу в соседнем селе, где пристрастился к чтению.

Однако крестьянское детство было коротким - в пятнадцать лет, как и многие другие его земляки, Сергей отправился на заработки. Сначала нанялся на фабрику чернорабочим, где целый день таскал тяжелую тачку с землей, а через год уехал в Санкт-Петербург, где также был чернорабочим на красильной фабрике.

Как-то земляки предложили ему выгодную работу – на Коломяжском ипподроме, который срочно превращали в аэродром для проведения первой в России Авиационной недели, требовались землекопы. Сергей даже не очень понимал, что значит «аэродром», но согласился.

Работа состояла в выравнивании взлётного поля, заплатили за неё немного, но то, что он там увидел, определило всю его будущую жизнь. Он увидел странные крылатые машины, одетых в странную форму лётчиков. Вся атмосфера авиационного праздника ошеломила Сергея – он допоздна не уходил с аэродрома, помогал выгружать ящики с частями, помогал собирать самолёты. А затем начались полёты – взлёты, посадки, виражи и восторженная публика. Впервые Ильюшин увидел полёты знаменитых русских авиаторов: Михаила Ефимова, Сергея Уточкина, Владимира Лебедева, Льва Мациевича и других.

Позднее Ильюшин вспоминал: «Со времени Всероссийского праздника воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации». Землекоп, затем солдат аграрной команды, помощник моториста и, наконец, авиационный моторист – таковы первые шаги Сергея Владимировича в авиации.

Будучи увлечён самолётами, молодой, но настойчивый моторист добивается направления на обучение лётному делу, и летом 1917 года сдаёт экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба. С этого момента жизнь его всецело принадлежит авиации.

С. В. Ильюшин за штурвалом самолета. Фото: tellerreport.com###https://www.tellerreport.com/news/--%E2%80%9Cresponsibility-to-the-people%E2%80%9D--an-outstanding-aircraft-designer-sergey-ilyushin-was-born-125-years-ago-.ry5dGqnOV.html

Путь конструктора

Октябрьская революция временно поставила крест на самолётах – было не до того, зато позволила проявиться организаторскому таланту Сергея Ильюшина. Из Петербурга он переезжает в Вологду к брату, где неожиданно получает ответственное назначение и становится начальником отдела промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В те трудные годы, годы разрухи, 24-летний Ильюшин налаживает работу национализированных фабрик и заводов.

В 1919 году Ильюшина призывают в Красную армию. В армии не хватало авиационных специалистов, способных обеспечить технике ремонт и подготовку к полётам. Занимались этим авиационные поезда. Для Ильюшина эта работа стала начальной школой авиационного конструктора. Со временем он становится начальником авиационного поезда Кубанской армии, а в 1921 году получает направление в Институт инженеров Красного воздушного флота, на основе которого в 1922 году создаётся Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского. В академии молодой авиатор получает отличное образование, выделяясь среди других курсантов научной любознательностью.

Среди слушателей академии была популярна постройка учебных планеров. Ильюшин конструирует планеры собственной конструкции: «Мастяжарт», затем «Рабфаковец» и «Москва». Он стоит у истоков Всесоюзных планерных слётов, который начинают проводить в Коктебеле и возглавляет технический комитет, оценивавший состояние планеров.

Здесь Ильюшин знакомится со многими будущими выдающимися авиаконструкторами «С Ильюшиным, – вспоминал авиаконструктор А. С. Яковлев, – я познакомился осенью 1923 г. на первых планерных состязаниях в Крыму. Он был слушателем Военно-воздушной инженерной академии, конструктором одного из первых советских планеров, а я московским школьником, до потери сознания влюблённым в авиацию… Не знаю, по каким признакам Сергей Владимирович угадал в 17-летнем юноше будущего конструктора. Но именно его помощи и постоянному вниманию я обязан всем тем, чего достиг».

Запуск планера АВФ-3 «Мастяжарт». Фото: Авиару.рф###http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/planery/1920-e-1930-e-gody/uchebnyj-planer-avf-3-mastyazhart/

Планеризм дал Ильюшину много практических знаний: он работал в столярной мастерской, в кузнечном и механическом цехах и на авиазаводах. Кроме того, учебные проекты в академии состояли в создании деталей машин, воздушных винтов, аэродромных построек. Ильюшин прицельно занимается устройством авиадвигателя, авиационного производства, линий воздушного сообщения. А дипломная работа Сергея Владимировича была посвящена самолёту-истребителю.

Рождение авиации

Молодая советская республика остро нуждалась в образованных специалистах, и нет ничего удивительного в том, что даже молодым людям тогда поручали ответственные задания.

В 1926 году после окончания Военно-воздушной академии успевший зарекомендовать себя как зрелый специалист Ильюшин назначается на один из важнейших постов в молодой советской авиации – председателя самолётостроительной секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной армии (НТК УВВС).

Ведомство со сложным названием занималось очень ответственным делом – руководило программой оснащения советских ВВС. Разрабатывало требования к опытным самолётам, двигателям и всему авиационному оборудованию, планировало опытное и серийное производство, наблюдало за ходом испытаний.

Фактические в это время происходит создание советской авиационной промышленности, и Ильюшин становится в этой работе одной из ключевых фигур.

Работники оборонной промышленности в редакции газеты «Правда», 1942 г. Ильюшин - второй справа в нижнем ряду. Фото: commons.wikimedia.org###https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B2_%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%8B_%C2%AB%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0%C2%BB.jpg

Работа была ответственной, однако Ильюшин мечтал сам создавать самолёты. Летом 1931 года он пишет рапорт с просьбой о переводе в авиационную промышленность. Рапорт был утверждён, и с ноября 1931 года по январь 1933 года Сергей Владимирович становится во главе конструкторского бюро ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института.

В январе 1933 года создаётся Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, начальником которого назначается Ильюшин. А в сентябре 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович становится главным конструктором ОКБ.

Ильюшину 41 год, он бодр, успел поработать на ответственных постах, ценим руководством и готов творить.

«Ильюшинская гвардия»

Но вначале в своём ЦКБ он создаёт коллектив единомышленников – группу конструкторов, которая займётся созданием самолётов, нужных родине.

Сергей Владимирович окружал себя не крупными специалистами, а, скорее, начинающими. Этих учеников и ближайших помощников, проработавших с Ильюшиным не один десяток лет, впоследствии часто называли «ильюшинской гвардией».

Ильюшин ввёл в ОКБ эффективную систему управления. Он сохранил характерную для ЦАГИ систему самостоятельных конструкторских бригад, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии и т. д. В коллективе действовала простая схема подчинённости – каждый старший координирует работу младших при чётком распределении работ.

Атмосфера царила деловая, но не душная: каждый чувствовал себя равноправным участником общего дела. От своих конструкторов Сергей Владимрович требовал уметь работать в быстром темпе, быть энергичными, любознательными и принципиальными в отстаивании своей позиции. Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где доходчиво и поэтапно описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолёта.

Ильюшин лично участвовал в решении всех важных вопросов, а всю первую половину дня он обычно сам проводил за чертёжной доской.

Дальний бомбардировщик

Первой машиной, построенной в КБ Ильюшина, стал опытный двухмоторный бомбардировщик ЦКБ-26, на основе которого был затем создан дальний бомбардировщик ДБ-3, а последняя версия получила название Ил-4.

ДБ-3 был построен в 1936 году. Испытания проводил известный лётчик Владимир Коккинаки, который совершил на нём беспосадочный перелет с полной боевой нагрузкой из Москвы в Баку и обратно.

Самолёт получился отменным. ДБ-3 не случайно завоевал репутацию отличного дальнего бомбардировщика и запущен в массовое производство. Машина уверенно покрывала расчетную дальность в 4000 км и развивала среднюю скорость 310 км/ч. Самолёт отличался значительной грузоподъёмностью и при этом сохранял приличную манёвренность. Как-то во время испытаний Коккинаки поразил Ильюшина, исполнив на тяжёлом бомбардировщике несколько петель Нестерова одна за другой.

Владимир Коккинаки у самолёта ЦКБ-26. Фото: school18-novoros.ru###http://school18-novoros.ru/%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8-%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d1%8f-%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%b5%d0%bc-%d0%b4%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b9%d0%bd%d1%8b/kog_072597_00002_2_t218_093626/

Продолжая развивать удачную конструкцию, коллектив ОКБ Ильюшина в 1938 году выпустил новую модификацию самолета с более мощными двигателями, увеличенной бомбовой нагрузкой и улучшенным вооружением. Круговая стрелковая и эффективная броневая защита сделали самолёт малоуязвимым. Кроме того, ещё при проектировании была предусмотрена способность самолета продолжать дальний полет на одном моторе, если второй откажет. Эта машина под названием Ил-4 сменила в 1940 году самолет ДБ-3 в серийном производстве. Массовое производство ИЛ-4 достигло большого размаха – ВВС страны получили почти 7000 таких самолётов.

Ил-4 уже в первые месяцы войны совершали дерзкие удары по Берлину и другим немецким городам. Многие пилотировавшие их лётчики были удостоены звания Героя Советского Союза. Эти удары произвели в Германии колоссальное впечатление.

Ил-4 применялся и непосредственно на фронте для уничтожения скоплений живой силы и техники противника, а закончил Великую Отечественную войну этот самолёт, как и положено, над Берлином.

Ил-2 – «летающий танк»

Дальний бомбардировщик был отличным самолётом, но подлинную славу Сергею Ильюшину принёс другой боевой самолёт – штурмовик Ил-2, «летающий танк».

Во многом концепция нового самолёта, который бы мог эффективно поддерживать войска прямо на поле боя, при этом быть неуязвимым для вражеских зенитчиков и истребителей, принадлежит лично Ильюшину.

«Не сразу я приступил к проектированию штурмовика, – вспоминал конструктор, – готовился примерно три года. До деталей проанализировал уже сделанные машины. Пришёл к убеждению: главное наилучше сочетать вес, броню, оружие и скорость. Конечно, кого не прельстит сделать надёжнейшую броню, например, в двадцать миллиметров? Или почему бы не поставить 50-миллиметровую пушку? Но подобный самолёт никогда не взлетит. Значит, надо искать самое эффективное сочетание его боевых свойств».

В СССР создавались и другие самолёты этого типа, однако, проанализировав их конструкцию, Ильюшин поставил неутешительный диагноз: «ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема, бензосистема и бомбы не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные способности нашей штурмовой авиации. Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы».

Итак, нужно было пройти сквозь игольное ушко: сделаешь самолёт хорошо защищённым – он будет тихоходным, возьмёт мало боезапаса и топлива на борт. Захочешь сделать его быстроходным – придётся жертвовать бронезащитой и мощью вооружения… Что же придумал Ильюшин?

Новшество было простым, но неочевидным. Тяжелую броню Ильюшин сделал не мертвым грузом, а компонентом конструкции самолета. Так родилась идея бронекорпуса. Он заключил в себя все жизненно важные части самолета, и в разных частях самолёта толщина брони варьировалась. При этом бронекорпусу придали обтекаемую аэродинамическую форму, что положительно влияло и на лётные характеристики самолёта, и лучше защищало его от пуль и снарядов.

Первый готовый штурмовик появился на аэродроме в 1939 г, но на приёмке нового самолёта возникли разногласия. Опытный самолет Ильюшин разработал в двухместном варианте. Пилоту был придан стрелок-радист, который оборонял самолет от нападения сзади. Однако военные считали, что самолёт слишком тихоходен и предложили ликвидировать вторую кабину со стрелком-радистом, чтобы сделать машину легче и быстрее.

В серию Ил-2 был запущен в одноместном варианте, однако с первых же дней войны стало очевидно: без оборонительного заднего пулемета советский самолёт беззащитен против немецких истребителей. Именно поэтому штурмовики Ил-2 в первые месяцы боёв несли большие потери. Ильюшин был прав!

В то же время «летающие танки», громившие скопления пехоты и техники противника, наводили ужас на немцев. Только одно авиационное соединение, действовавшее на самолетах Ил-2, за три месяца боёв под Москвой уничтожило более 600 немецких танков.

«В Ил-2 как самолёте поля боя конструктивно очень удачно найдено сочетание скорости, манёвра, брони и огня. Его удары по врагу были неожиданными и сокрушительными», – вспоминал дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Г. Т. Береговой.

Штурмовик Ил-2М в полёте. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-2#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Il2_sturmovik.jpg

Тем не менее необходимо было снизить потери, и в начале 1942 года было принято решение о возврате к двухместному варианту штурмовика. Чтобы компенсировать увеличение веса, решено было перейти на более мощные двигатели. Работа в КБ шла круглосуточно, все изменения в конструкцию были внесены очень быстро, и уже в октябре 1942 г. первые двухместные штурмовики появились на фронте. А все одноместные штурмовики в полках за два – три месяца были переоборудованы. С этого момента потери советских штурмовиков резко снизились.

Самолёт полюбился лётчикам. Он показал огромную выносливость, что в условиях тяжёлых боев было важнейшим качеством. «Хочу от всего сердца поблагодарить Вас за Ваш замечательный самолет Ил-2, на котором я совершил 160 боевых вылетов и налетал 190 часов. № самолета 1873290. За все эти вылеты самолет ни разу не отказывал… За время боевых действий этот самолет получил более 200 пробоин от зенитной артиллерии противника. После повреждений восстанавливался силами полевых армейских мастерских и, несмотря на огромное количество «заплат», самолет не изменил своих качеств», – писал С. В. Ильюшину Герой Советского Союза Г. Гофман.

Ил-2 стал самым массовым военным самолётом не только Второй мировой войны, но и за всю мировую историю. Всего было выпущено более 36 тыс. самолётов различных модификаций.

За успехи, достигнутые в самый трудный период войны, Сергей Владимирович Ильюшин был дважды удостоен Государственной премии 1-й степени за 1941 и 1942 гг.

Реактивный век

В годы войны основные силы ОКБ были брошены на совершенствование штурмовиков, но уже тогда у Ильюшина созревает замысел создать экспериментальный реактивный бомбардировщик.

«Да, возможности поршневого двигателя скоро будут исчерпаны для бомбардировщиков, не говоря уж об истребителях, хотя он и служит пока нам верой и правдой. Для скоростного истребителя на реактивной тяге тихоходные бомбардировщики с поршневыми двигателями станут лёгкой добычей», – говорил главный конструктор в беседах с сотрудниками КБ.

Ил-22 открыл эру современной бомбардировочной авиации. Этот опытный самолёт, созданный в 1946 году, стал первым реактивным бомбардировщиком с отечественными двигателями. Ну а первым серийным реактивным фронтовым бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС, стал Ил-28. Скорость и рабочие высоты Ил-28 были вдвое больше, чем у аналогичных боевых машин недавнего прошлого. Возрос вес бомбовой нагрузки и усилилось стрелковое вооружение. Кроме того, самолёт оснастили приборами для поиска и поражения целей в любое время суток и в сложных метеоусловиях. При этом Ил-28 был прост в управлении, отличался устойчивостью и манёвренностью.

Ил-28 ВВС Польской Народной Республики после приземления с использованием тормозного парашюта, 1959 год. Фото: WAF, scan: Marek Debski / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-28#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Polski_bombowiec_I%C5%81-28_l%C4%85duje_ze_spadochronem_hamuj%C4%85cym_-_1959_r.jpg

Этот самолёт выпускался советской промышленностью много лет – всего в строй встали несколько тысяч Ил-28.

От бомбардировщиков к пассажирским лайнерам

Шёл 1943 год, война была в самом разгаре, а Сергей Ильюшин уже работал над созданием пассажирского самолета. Пассажирский Ли-2, бывший тогда основным самолетом гражданского воздушного флота, откровенно устарел, был слишком тихоходен и маловместителен.

При постройке боевых самолетов Ильюшин изучал тактику боя, а теперь засел за изучение экономики воздушных перевозок. Ильюшину было ясно: новая машина, прежде всего, должна быть безопасной и беспроблемной в эксплуатации. А также экономичной – перевозки по воздуху должны быть экономически выгодны. Самолёт должен быть долговечным и всепогодным. Кроме того, он должен быть достаточно вместительным и нешумным для комфорта пассажиров. Сейчас эти требования кажутся очевидными, однако не стоит забывать, что век гражданской авиации тогда только начинался.

Ильюшин понял, что для пассажирского самолета нужно уменьшать вес пустого самолета и за счёт этого увеличивать полезную нагрузку. Вот почему при проектировании он требовал экономить объём и вес. Все размеры должны быть рациональными, конструктивные решения должны исходить из требования минимального веса.

Итогом кропотливой работы стал двухмоторный Ил-12. Его выпустили на линии в 1947 году, а впоследствии заменили на улучшенный Ил-14. Для своего времени это были отличные машины, экономичные, неприхотливые к качеству взлётной полосы и достаточно безопасные. На борт помещалось до 30 пассажиров.

Вслед за Ил-12 в КБ Ильюшина был создан новый большой пассажирский самолет Ил-18 с четырьмя двигателями. Ил-18 был в полтора раза больше и втрое тяжелее Ил-14, зато выполнял такой же объём перевозок, как шесть Ил-14. Этот самолёт надолго стал основным, самым массовым самолётом Аэрофлота. Закрепился он и на международном рынке – Ил-18 закупали многие страны.

Ил-18. Фото: Sergey Riabsev / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-18#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Rossiya_Ilyushin_Il-18.jpg

И всё же главным пассажирским лайнером, красой и гордостью ОКБ стал новый межконтинентальный экспресс Ильюшина – Ил-62. Он вышел на воздушные линии в 1967 году и стал флагманом Аэрофлота.

Ил-62 имел четыре турбовентиляторных двигателя. Его скорость достигала 1000 км/ч, он мог совершить беспосадочный перелет длиной в 9000 км и вмещал около 200 пассажиров. За счёт новаторского расположения двигателей в хвостовой части (а не на крыльях), самолёт стал более безопасным, а пассажиры в полёте наслаждались тишиной и комфортом. Аэродинамичное крыло принимало на себя часть нагрузок от турбулентности, поэтому пассажиров в полёте почти не трясло.

Ил-62М а/к «Аэрофлот» в аэропорту Хитроу (Лондон), 1982 г. Фото: Tim Rees / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-62#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ilyushin_Il-62M,_Aeroflot_AN1061813.jpg

Мастер простых решений

Авиаконструктор А. С. Яковлев как-то назвал Ильюшина «мастером простых решений». И это была простота совершенного.

За 40 лет Сергей Владимирович проделал путь от конструктора лёгких планеров весом около 100 кг до межконтинентального лайнера массой 160 тонн. Десятки успешных машин были созданы в руководимом им КБ.

У Ильюшина был свой стиль конструирования, он создал свою школу. Все его машины отличались простой, но надёжностью, неприхотливостью и хорошей управляемостью. При этом он был поистине конструктором-универсалом, в арсенале которого были военные штурмовики, дальние бомбардировщики и гражданские авиалайнеры.

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
Цветаева