С любовью к Шотландии и России: «Каледонский клуб» в Москве и его миссия
Алла Шеляпина14.12.2022

Шотландский культурный центр «Каледонский клуб» 24 декабря празднует своё 28-летие. Основная цель клуба – развитие культурных связей между Россией и Шотландией. О работе клуба за эти годы рассказывает основатель и бессменный лидер объединения Виталий Миронов.
– Почему именно Шотландия?
Как и многие мальчишки советского времени, Виталий увлекался приключенческими романами. Перечитал всего Вальтера Скотта и «заболел» Шотландией. Поступив на исторический факультет МГПУ, всерьёз увлекся историей средних веков.
– Вдруг выясняется, что между Шотландией и Россией, начиная примерно с XVI столетия, установились глубокие исторические, культурные связи. Впервые я попал в Шотландию вместе со своими учениками в 1992 году. Я тогда работал учителем истории. То, что я увидел, превзошло все мои ожидания! Вернувшись, я решил популяризировать нашу общую историю и обнаружил, что книг на русском языке, других печатных материалов о связях России и Шотландии практически не было. И мы с моими коллегами и друзьями ощущали себя первопроходцами на terra incognita. Именно тогда возникла идея организовать некую группу, которая бы занималась популяризацией истории и культуры России в Шотландии и наоборот – Шотландии в России.
Пласт взаимного культурного наследия можно оценить лишь по одному факту: до революции шотландская община в России считалась второй по численности после немецкой. Их было больше, чем англичан, голландцев, французов или швейцарцев. В основном они служили военными, медиками, инженерами. И после революции большая часть из них уехала на историческую родину, какая-то часть погибла в революционных катаклизмах. Но всё же многие остались в России и пережили все исторические перипетии.
Их потомки, живущие в Москве, и составили ядро нашего клуба. Это, к примеру, династии Колли, Лермонтовых, Хомутовых (Гамильтоны) и др. Среди них прямые потомки первого русского генерала Александра Лесли, прибывшего на русскую службу ещё при царе Алексее Михайловиче Тишайшем, батюшке Петра Первого. Именно он, ещё до Петра Великого, начал формировать полки регулярного строя Московского царства. Напомню, конечно, и о потомке Эдварда Брюса (короля Ирландии), сподвижнике Петра Великого Якове Виллимовиче Брюсе. Потомки семейства Каррик, дальней боковой ветви Якова Брюса, тоже представлены в числе членов нашего клуба. Сейчас в Подмосковье, недалеко от Монино, восстановлена старинная усадьба Якова Брюса, которую он получил от Петра Первого за ратные и научные труды и где провёл последние годы жизни. Там ведётся серьёзная научная работа, так что очень советую посетить этот музей-усадьбу тем, кто интересуется историей шотландских родов на русской службе. Но, помимо потомков шотландцев, наш клуб объединяет многих других людей, которые интересуются историей российско-шотландских связей.
– Где проходят ваши собрания, мероприятия?
– Наша alma mater – это библиотека им. Лермонтова в Сокольниках. Ведь наш великий русский поэт тоже потомок шотландского рода. Но мы собирались и на разных культурных площадках столицы в зависимости от типа мероприятия: это лекции, научные семинары, концерты, мастер-классы, клубные встречи. И такие собрания мы проводили почти каждый месяц. 25 января мы обязательно отмечаем день рождения великого шотландского поэта Роберта Бёрнса. Но случались и крупные международные мероприятия. После первой поездки в Шотландию в 1992 году мне посчастливилось побывать в Соединённом Королевстве более 150 раз. Если сложить все дни, проведённые мною в Великобритании, то это получится почти 10 лет жизни. И конечно, за это время у меня и нашего клуба нашлось там очень много друзей. Именно с их помощью мы проводили наши международные культурные акции.
– Какая из них стала первой в истории клуба?
– Первой из них, организованной нами в ноябре 1997 года, стал концерт любительской группы фолк-клуба небольшого городка Файви в Абердиншире на северо-востоке Шотландии. Тогда, в Доме учителя на Пушечной улице в Москве, мы провели первый фольклорный фестиваль шотландской музыки. А через год, в 1998 году, наш клуб организовал ответный визит уже в Шотландию. К тому времени почти 50 лет каждый август в Эдинбурге проходило яркое музыкальное шоу – Royal Edinburgh Military Tattoo. Оно патронируется королевской семьёй и Министерством обороны Великобритании. Но к тому времени зрители ни разу не видели выступления российских музыкантов. 1998 год был годом 300-летия Военно-морского флота России. Поэтому я предложил директору фестиваля, бригадному генералу Мэлу Джеймсону привезти Центральный оркестр Военно-морского флота Российской Федерации им. Римского-Корсакова. Он был так вдохновлён моим предложением, что даже отодвинул участие в фестивале оркестра морской пехоты США, лишь бы приехали русские!
После этого мы ещё четыре раза привозили российские коллективы на этот знаменитый фестиваль. А в 2007 году команда нашего клуба стала инициатором и организатором проведения на Красной площади в Москве первого международного фестиваля военной музыки «Кремлёвская Зоря». Наша дружба с многочисленными зарубежными участниками этого фестиваля продолжается до сих пор. Некоторые из них приезжают к нам на мероприятия в Россию и недавно приняли участие в форуме «Арктическое братство» в Мурманске, который был посвящён 80-летию арктических конвоев 1942 года в период Великой Отечественной войны.

В своё время мы привозили в Шотландию танцевальный ансамбль «Казаки России» из Липецка, оркестр Института военных дирижёров, Народный ансамбль России «Гренада», камерный оркестр «Времена года», Государственный квартет им. П. И. Чайковского, Московский областной государственный академический театр «Русский балет» и другие творческие коллективы различных жанров, делали художественные выставки, проводили научные конференции и встречи. Мы стали своеобразным культурным мостиком между нашими народами.
– Среди ваших друзей и партнёров в Шотландии подавляющее большинство – это местные жители и коллективы. А как на вашу активность отзывалась русская община?
– Это непростой вопрос. Дело в том, что в 90-е и начале нулевых русских в Шотландии практически не было. И лишь ближе к середине десятых годов русская община как-то потихоньку начала проявляться.
В основном наши эмигранты живут в Глазго. Они приходили на наши концерты и мероприятия, общались с нами и артистами. Со временем в городе даже появился свой русский ресторан «Казачок». Но позже их активность стала затухать. Это произошло по нескольким причинам, на мой взгляд. Первая – в диаспоре не оказалось яркого активного лидера, который бы стал ядром общины. Вторая – русские за рубежом не склонны к объединению. И это проблема для Русского мира в Европе и для всей русской диаспоры в целом. У нас, к сожалению, нет таких прочных общинных традиций объединения, как у ирландской, еврейской или итальянской диаспоры.
Но в последние несколько лет я вижу попытки русских как-то организоваться. Среди тех, кто давно уехал из страны, подавляющее большинство любят и верят в нашу родину. Во всяком случае, я это вижу по письмам, их высказываниям, активности. А некоторые даже более патриотично настроены, чем мы здесь. Ведь чем дальше русский человек от родины, тем быстрее в нём начинает просыпаться чувство патриотизма – это у нас в крови. От этого чувства никуда не деться. Со временем негативные эмоции и переживания микшируются, забываются, просыпается чувство гордости за нашу историю, наш народ.
– А как насчёт русофобии в Шотландии?
– Судя по моему опыту общения, такого разгула русофобии, как в Англии, среди шотландцев нет. Потому что у них никогда не было того снобизма, высокомерия по отношению к другим народам и культурам, которые издавна присутствовали в английском обществе. Со своими пережитками колониализма английский социум ещё не скоро справится.

– Какие мероприятия вы готовите на будущий год?
– Мы сосредоточились на проведении больших международных проектов, чтобы не потерять наработанные культурные связи, привлечь к нам в страну людей, поддерживающих Россию и нашу независимую политику. Поэтому мы готовим к 9 мая 2023 года фестиваль антифашистской песни. Откроем его в Самаре 30 апреля, затем концерты фестиваля пройдут в Москве.
Предполагается пригласить около 20 иностранных участников. Уже дали согласие приехать к нам представители Словении, Шотландии, Италии, Турции, Китая. Мы приглашаем тех, кто исполняет песни своих стран, посвящённые борьбе с фашизмом, неонацизмом. И если среди читателей сайта фонда «Русский мир» есть такие люди или есть те, кто знает таких исполнителей, мы с удовольствием примем заявку на участие в нашем фестивале. Отбор будет конкурсный.
– Это будет фестиваль именно антифашистской, а не патриотической песни? Как вы разделяете эти понятия?
– Для русского человека любая патриотическая песня является антифашистской. Ведь у каждого из нас на генном уровне патриотизм неразрывно связан с неприятием нацизма и фашизма. В каждой нашей семье хранят память о Великой Отечественной войне, о героях фронта и тыла. И эта память для нас священна. В других культурах по-другому. В Европе сегодня приходится чётко артикулировать свою антифашистскую позицию, чтобы она была услышана и принята. Для иностранных участников мы предлагаем спеть песни военных лет их страны, их народов, в которых была бы отражена тематика нашего фестиваля. В культурной экскурсионной программе для гостей фестиваля мы обязательно предусмотрим посещение значимых памятных мест и музеев, как в Самаре – нашей второй столице военных лет, так и в Москве.
Несмотря на все политические сложности и экономические катаклизмы, мы будем работать дальше, приезжать друг к другу в гости, петь песни и играть на волынке. И приглашаем присоединиться к участникам нашего клуба всех, кто любит Россию и интересуется Шотландией – её культурой, историей, а также дорожит многовековыми связями между нашими народами.